Праздник тысячи лампад в честь великого ученого, реформатора Ламы Цонкапы

Лама Цонкапа, тханка

Лама Цонкапа, тханка

Сегодня, 5 декабря, в день национального калмыцкого праздника «Зул» в буддийском мире отмечают одно из важнейших событий истории буддизма — уход в Паринирвану основателя школы Гелуг ламы Зонкавы (Ламы Цонкапы), последователями которой также являются буддисты Калмыкии, Бурятии, Монголии, Тувы.

Зонкава-гегян особо почитается в Калмыкии. Его считают защитником калмыцкого народа, ему они возносили молитвы на протяжении нескольких столетий и в современные дни продолжают читать «Мигзм». В этот день – Праздник тысячи лампад во всех буддийских храмах и в калмыцких семьях с наступлением темноты возжигают лампады.

«Рождение святого и бессмертного йогина Тибета, ламы Цонкапы, было предсказано Буддой Шакьямуни. В этом божественном ребёнке воплотились Будда мудрости, Будда сострадания и Будда искусных методов (Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани)».

Лама Цонкапа, которого в Тибете почтительно называют Чже Ринпоче («Досточтимый и Драгоценный»), никогда не хвалился личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с Буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчетливо, как и любого обычного человека. Кьябже Пабонгка Ринпоче, выдающийся учитель современности, называл ламу Цонкапу «Царем Дхармы трех миров». В тибетской литературе имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник».

Чже Цонкапа родился в 1357 году, в десятый день десятого месяца, в долине Цонка провинции Амдо восточного Тибета. В переводе с тибетского «цонг» означает «лук», а «кха» — «место». Так в народе самым популярным его именем стало Цонкапа — «Тот, кто родом из Луковой долины».

В трехлетнем возрасте Цонкапа получил полные обеты буддиста-мирянина от четвертого Кармапы Ролпе Дордже, который также даровал ему имя Кунга Ньингпо. В семь лет он принял обеты монаха-послушника и был назван Лобсангом Драгпа. Уже в столь юном возрасте Цонкапа получил многие учения и посвящения в тантры Херуки, Ямантаки и Хаягривы и знал наизусть многие священные тексты.

Лама Цонкапа

Лама Цонкапа

Лама Цонкапа много путешествовал и обучался у наставников всех традиций тибетского буддизма. В шестнадцатилетнем возрасте он отправился в монастырь Дрикунг Кагью в центральном Тибете, где приступил к обучению под руководством настоятеля Ченга Чокьи Гьялпо, от которого получил наставления по бодхичитте и Махамудре. Кончог Кьяб из того же монастыря передал ему свои знания о медицине, и всего через год Цонкапа достиг мастерства в этой области. Одаренный необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты. Он знал наизусть весь комментарий к обширному коренному тексту по своду правил монашеской дисциплины (Винайя).

Из Дрикунга Цонкапа направился в монастырь Чодра Ченпо Дэвачен, где продолжил свое образование. За два года он освоил все труды Будды Майтрейи и тексты по Праджняпарамите. Добившись высокого мастерства в искусстве философских диспутов, он прославился своей эрудицией.

Во время посещения Ньяпон Кунга Пел в Цечене Чже Ринпоче встретил сакьясского учителя Рендаву, которого позже стал считать своим основным духовным наставником. Знаменитая молитва «Мигзм» изначально была написана Цонкапой в честь Рендавы, но великий учитель переписал ее и «вернул» своему ученику, сказав, что тот достоин ее больше.

У Рендавы и другого своего наставника школы Сакья Кажипа Лосела Лама Цонкапа получил наставления по монашеской дисциплине, феноменологии, теории достоверного познания, Мадхьямике и Гухьясамаджа-тантре. Он также получил передачи Шести Йог Наропы, Калачакры, Махамудры, Ламдрэ (Пути и Плода), Чакрасамвары и многие другие, которые впоследствии передал своим ученикам. В возрасте двадцати пяти лет Чже Цонкапа принял полное монашеское посвящение и в Наньинге начал преподавать Абхидхарму.

Праздник тысячи лампад

Праздник тысячи лампад

Усердие Цонкапы в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками. Известно, что Цонкапа совершил 3,5 миллиона простираний, 1,8 миллионов подношений мандалы и прочел бессчетное количество мантр Ваджрасаттвы. Ему постоянно являлись йидамы, особенно Манджушри, которому он мог задавать вопросы и получать разъяснения глубинных аспектов учения.

Главные его работы: «Большое руководство по этапам пути к просветлению» (Ламрим Ченмо), «Большое руководство по этапам пути тантры» (Нагрим Ченмо), «Сущность искусства изложения иносказательных и буквальных учений», «Хвала взаимозависимости», «Ясное описание пяти стадий Гухьясамаджи» и «Золотые четки».

Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики.

Реформы Ламы Цонкапы были направлены также на создание новой традиции, которая уделяла бы большое внимание строгому следованию правил Винайи, всестороннему изучению буддийской философии и тантрической практике, соответствующей монашеским обетам. Гелуг в переводе означает «Традиция добродетели», что в полной мере отражает идею создания ламой Цонкапой этой системы.

Цонкапа ушел из жизни в возрасте шестидесяти лет, в 1419 году, в двадцать пятый день десятого месяца. По свидетельствам учеников, в момент смерти его тело преобразилось в прекрасное юное тело Манджушри, источающее радужный свет, что было несомненным признаком его ухода в нирвану.

В современном мире Ганден, Дрепунг и Сера стали тремя главными монастырями школы Гелуг и на протяжении столетий служили оплотом всей линии преемственности традиции Цонкапы. Традиция Гелуг продолжает динамично развиваться после того, как монахи покинули родную страну в 1959 году и основали монастыри в Индии.

Фото: Лама Цонкапа, праздник тысячи лампад