Обращение к буддистам Бурятии и других буддистских регионов России

Рига, Латвия. сентябрь 2017 г. Фото: Тензин Чойджор

В дни Учений для буддистов стран Балтии и России в Риге Его Святейшество Далай-лама выступил на пресс-конференции перед журналистами из России, Латвии, Эстонии, Литвы и других стран. Журналисты из Бурятии попросили духовного лидера записать обращение к бурятским буддистам, которое актуально также и для жителей других традиционных буддийских регионов России.

Его Святейшество Далай-лама: Когда мы развиваем какую бы то ни было религию, мы должны делать упор прежде всего на подрастающем поколении. Старшее поколение постепенно оставит этот мир, включая и меня.

В Бурятии, пожалуй, все обстоит примерно так, как в Ладаке, на севере Индии. В старшем поколении веры. Так же обстоит дело и в Монголии. А молодое поколение не обращает особого внимания на вопросы духовного характера. Это происходит от недостатка знаний об академических предметах, излагаемых в буддийской традиции. Так уж сложилось, что в этих местах люди считают буддизм верой. Вот и китайские буддисты то и дело повторяют: «Амитабо, Амитабо, Амитабо». Я постоянно напоминаю им: «Недостаточно повторять ‘Амитабо’. Нужно изучать буддизм!». Мало петь священные тексты! Нужно учиться! Поэтому подрастающее поколение должно уделять больше внимания изучению буддизма, а не довольствоваться многократным повторением ритуальных песнопений или начитыванием мантр. Это не тот метод, который позволил бы сохранить Дхарму.

В прошлом году я посещал Монголию с кратким визитом. Помимо прочего, там была устроена встреча с учеными. В ней принимали участие ученые из Монголии, а также из западных стран. Позднее монгольские власти говорили мне: «О! Эта встреча была весьма и весьма полезна. Она способствовала повышению интереса к буддизму у молодых людей».

Буддийская Дхарма, и особенно традиция Наланды, очень богата знаниями об устройстве ума, о человеческих эмоциях. Буквально пару дней назад Пизанский университет в Италии устроил встречу, где мы обсуждали сознание и эмоции.

И позволю себе такое замечание: западные ученые-специалисты в области философии… Я говорил об этом и на встрече в Пизе: западная психология в сравнении с психологией Древней Индии находится на уровне детского сада. Древнеиндийская философия – наука высоко развитая. Это знание мы сохранили. Это не просто древнее знание, оно актуально для современного мира.

Сегодня мир столкнулся с настоящим эмоциональным кризисом. Не миновал он и некоторых руководителей. В существующей системе образования нет занятий, где правильно разъяснялись эмоции и, что того важнее, методы работы с ними. Вот почему возникают все эти ненужные проблемы. Поэтому неверно, как я уже вас поправил, акцентировать внимание на старшем поколении. Старшее поколения через полвека уйдет. И что же, буддизм уйдет вместе с ним? Мы не должны так думать.

Я публично говорил на юге Индии, когда даровал учения десяти тысячам монахам-студентам и тысяче монахинь: «Если мы будем по-прежнему подходить к буддизму с опорой на логику, то он просуществует еще несколько столетий. Если же у нас останется только «народный» буддизм с одним лишь начитыванием мантр, то вполне возможно, через несколько десятилетий он попросту исчезнет.

http://savetibet.ru