Молебен о долголетии Далай-ламы и посвящение долгой жизни в Дхарамсале

Пуджа долгой жизни для Е.Св-ва Далай-ламы, ИндияДхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия

Двор храма Тхекчен Чолинг и комплекс Цуглагкханг радовали глаз цветами и яркими флагами, когда сегодня утром Его Святейшество Далай-лама в сопровождении монахов, трубящих в церемониальные рожки, прибыл на праздник.

Его Святейшество с улыбкой поприветствовал старых друзей в семитысячной толпе собравшихся, вознес молитвы у статуи Будды Шакьямуни и занял свое место на троне. Пока он проводил подготовительные церемонии для посвящения долгой жизни, запланированного на сегодня, собравшиеся читали молитвы и среди прочих «Восхваление 17 пандитам славной Наланды», «Молитвенное обращение к последовательным воплощениям Авалокитешвары» и мантру Тары.

«Сегодня мы празднуем схождение Будды из рая 33 божеств, где великий учитель даровал наставления своей матери, обретшей рождение в райских мирах, – начал Его Святейшество. – Этот праздник почитают и последователи палийского канона. Молебен о долголетии мне решили поднести жители Баркхам Ронгпо, Баркхам Цонгшо, Триндо и Центральный исполнительный комитет провинции Кхам. Поскольку день сегодня благоприятный, я бы хотел начать его со встречного подношения посвящения долгой жизни вам. Здесь собрались представители организаторов нынешнего праздника, жители Дхарамсалы и Гималайского региона, а также гости из традиционно христианских стран. Среди гостей члены Американского института предпринимательства, с которыми у нас в ближайшие пару дней пройдет конференция. Скорее всего, им впервые предстоит увидеть подобную церемонию».

Пуджа долгой жизни, Его Св-во Далай-ламаЕго Святейшество объяснил, что традиционно, тибетские буддисты практикуют Винаю, свод правил монашеской дисциплины, и выполняют практики однонаправленного сосредоточения и проникновения в суть вещей. Тибетский буддизм включает в себя также учение о 37 факторах пробуждения, общее для всех буддийских традиций. Характерные черты санскритского канона, унаследованные тибетским буддизмом, – это наставления и практики постижения пустоты (отсутствия самобытия), взращивания бодхичитты и шести парамит. По словам Его Святейшества, самая суть всех этих практик – помощь другим.

Его Святейшество продолжил, заметив, что кроме общих учений, существуют также уникальные объяснения различных уровней сознания. Например, в обычном бодрствовании преобладает восприятие с помощью органов чувств и задействован относительно грубый уровень ума; когда мы спим и видим сновидения задействован более тонкий ум; в состоянии глубокого сна сознание еще тоньше; когда мы находимся в обмороке, проявляется еще более тонкий ум. И самое тонкое сознание проявляется во время смерти. Его Святейшество упомянул, что некоторые буддийские практикующие умеют сосредотачиваться на этом тончайшем сознании после клинической смерти, и пока они погружены в состоянии так называемой посмертной медитации, их тела не разлагаются. В настоящее время ученые заняты исследованием этого феномена.

Упомянув о беседе, которая недавно состоялась у него с индуистским свами, питающим живой интерес к буддийской философии, Его Святейшество сказал, что он и его друг пришли к единодушному мнению: люди, помнящие свои предыдущие жизни – яркое свидетельство тому, что подобные вещи существуют.

«Мы выполняем практики, позволяющие проявляться более тонкому сознанию, чтобы использовать его на своем духовном пути, – пояснил Его Святейшество. – Тибетцы не изобретали эти практики, мы унаследовали их от наших индийских учителей».

Его Святейшество заметил, что буддисты стран, где следуют санскритскому канону, привыкли начитывать «Сутру сердца» – краткое изложение учений о совершенной мудрости. Однако в тибетском буддизме не просто сохранилось несколько более длинных версий сутр о совершенной мудрости, но также и подробные объяснения к ним, написанные Нагарджуной и его учениками. Это безусловная заслуга бодхисаттвы Шантаракшиты, которого тибетцы величают Настоятелем. Именно он стоял у истоков традиции объяснений и комментариев в Тибете. Он также подвиг тибетцев на перевод индийской буддийской литературы на тибетский язык, благодаря чему они могут изучать священные буддийские сочинения на родном языке. Шантаракшита также положил начало строгому, скрупулезному подходу к обучению, принятому в монастыре-университете Наланда. В результате, тибетцы стали обладателями наиболее полной традиции буддийских учений.

Сравнив Будду с врачом, распознающим болезни и прописывающим лекарство, Его Святейшество сказал, что самая суть послания Будды сводится к идее, что стать счастливым самому можно, только лишь помогая другим обрести счастье.

«Необходимо преодолевать неведение. Будда наставлял: “Полностью укроти свой ум”. Мы не склонны к серьезным размышлениям, мы находимся во власти множества неверных представлений, коренящихся в неведении. Мы цепляемся за внешнюю видимость вещей. В результате, нам кажется, что вещи наделены независимым существованием».

Пцуджа долгой жизни, Его Св-во Далай-лама, ДхарамсалаЕго Святейшество сослался на слова своего друга, американского психиатра Аарона Бека, который говорил о роли, которую играет перенос наших собственных переживаний в момент, когда у нас возникают разрушительные эмоции. Ученый утверждает, что когда мы злимся, то видим своего врага полностью в черных тонах, хотя на 90 % эти эмоции – лишь наши собственные умопостроения.

«Чем лучше вы поймете реальность вещей, – заметил Его Святейшество, – тем меньше будете цепляться за их независимое существование. Кроме того, пока вы не осознаете, как сильно цепляетесь за независимое существование вещей, вы не сможете серьезно продвинуться по духовному пути. Поэтому слова Будды “Полностью укроти свой ум” означают битву с разрушительными эмоциями. И первым шагом будет взращивание памятования и нравственности».

Затем Его Святейшество даровал посвящение долгой жизни Белой Тары, в ходе которого собравшиеся под его руководством провели церемонию зарождения бодхичитты. По завершении, настоятель монастыря Намгьял провел молебен о долголетии Его Святейшества, тоже с опорой на Белую Тару. Члены четырех групп, от лица которых проводилась церемония – мужчины и женщины, пожилые и совсем юные – с радостными лицами прошествовали через храм с подношениями в руках.

За молебном о долголетии, который состоялся в храме, последовала еще одна церемония, на этот раз во дворе. Перво-наперво, представители жителей Баркхама Цогшо провозгласили, что хотят поднести Его Святейшеству символический подарок в знак своей благодарности. Цогшо Шабдрунг Ринпоче зачитал восхваление достоинств Его Святейшества. Он упомянул об особой связи Авалокитешвары с жителями Страны снегов, о Великом Пятом Далай-ламе, принявшем на себя светское и духовное руководство Тибетом, и о рождении Его Святейшества в Амдо.

В восхвалении Его Святейшество также поблагодарили за разъяснения о вреде поклонения Долгьялу (Шугдену) и за поддержание чистой линии учений Чже Цонкапы. Выразив обещание местных жителей не иметь ничего общего с поклонением Долгьялу, Ринпоче добавил, что все они молятся о возвращении в Тибет и мечтают, что однажды будут слушать учения Его Святейшества у себя дома. Затем Его Святейшеству поднесли золотую медаль с изображением Тибета и Будды долголетия Амитаюса, символизирующую связь жителей Баркхама Цогшо с Далай-ламами, начиная с Пятого.

Жители Баркхама Ронгпо в свою очередь поднесли Его Святейшеству золотое Колесо Дхармы. Они также пообещали не поклоняться Долгьялу и добавили, что стараются убедить своих соотечественников в Тибете последовать их примеру.

Его Святейшество вкратце описал развитие событий с той поры, как он принял на себя ответственность за Тибет в возрасте 16 лет. Коснувшись ключевых моментов, кульминацией которых стало бегство из Тибета в Индию в 1959 году, он заключил, что сегодня, в 21-м столетии, мир изменился и взаимовыгодное урегулирование тибетского вопроса пойдет на пользу как тибетскому, так и китайскому народам.

«Все меньше остается тибетцев, покинувших родину в 1959 году, однако молодое поколение, рожденное за пределами Тибета, не теряет твердости духа. Важно не сдаваться и дальше. Таши делек».

Перевод: Ольга Селезнева

http://dalailama.ru