Культура

На протяжении столетий искусство Тибета развивалось под влиянием индийской и китайской культур. Культура индийской империи Пала и непальского королевства Невари пришла в Тибет вместе с культурами Кашмира (Индия) и королевства Кхотан (провинция Синьцзян, Китай).
Практически все элементы тибетского искусства, за исключением некоторых народных ремёсел, черпали вдохновение в буддизме, пришедшем в Тибет из Индии.
Неварский стиль прослеживается в резьбе по дереву древнего храма Джоканг в Лхасе. Кашмирское же влияние отчётливо проявляется в настенной живописи (фрески) Цапаранга в западном Тибете. Влияние китайских архитектурных стилей заметно в монастыре Шалу, неподалёку от Шигадзе. Позднее, собственный тибетский стиль, называемый «Менри» проявил себя в монастырях Дрепунг, Ганден и Сера.

Архитектура

Самые ранние религиозные сооружения Тибета, например, храм Джоканг в Лхасе, построены в индийском и неварском стилях. Многие строения возводились из гранита, кирпича, а иногда из дерева. Особый тибетский стиль проявляется в великолепии храма Кумбум в Гьянгдзе, монастырей Самье и Ташилхунпо, а также во дворце Потала. Однако, возможно, самым выдающимся проявлением тибетской архитектуры является чортен (тибетская ступа). Изначально они предназначались для сохранения кремированных останков Будды Шакьямуни. Со временем чортены становятся символом Будды и созданного им учения. Позже их назначение изменилось: чортены стали использовать в качестве усыпальниц для лам и святых. Великолепный золотой чортен был построен в 1989 г. в монастыре Ташилхунпо для тела Десятого Панчен Ламы.
Характерными чертами городской нерелигиозной архитектуры являются накренённые во внутреннюю сторону стены зданий из прочно подогнанных камней или высушённых на солнце кирпичей. Крыши тибетских домов плоские. В больших сооружениях крыши поддерживаются изнутри деревянными подпорками. Многие дома белят и окаймляют тёмной краской. В сельской местности дома обычно окружены стеной, создающей уютный маленький дворик. В некоторых регионах вход в дом охраняют нарисованные на дверях или стенах скорпионы и свастика. Домом для кочевников служат палатки из ячьей шерсти, называемые «бар». Такие палатки достаточно просторны и могут вмещать всю семью. Открытый верх палатки позволяет выходить дыму наружу.

Живопись

Тибетская живопись сформировалась под влиянием индийской культуры. В центре произведения обычно располагается большое изображение идама или учителя, окружённого свитой. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние. Более свободный подход китайской пейзажной живописи позволил некоторым тибетским художникам отойти от формального выражения тибетского религиозного искусства и использовать пейзаж как декоративное украшение в религиозных изображениях.
Особого внимания заслуживает религиозная живопись по шёлку или хлопку с элементами вышивки, называемая тханка. Тханка — это свиток, на котором обычно изображается идам, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути. Рисование тханки начинается с фона и завершается прорисовкой глаз, которые наносятся во время особого ритуала «открытия глаз». Для тханки используются натуральные красители: синий из ляписа, красный из киновари, жёлтый из серы и так далее.

Литьё из бронзы

Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Изначально статуи и статуэтки полые – их заполняют молитвенными свитками или мощами и другими священными предметами.
Металлические статуэтки традиционно изготавливаются непальским методом. Сначала фигура вырезается из воска и обмазывается глиной. Затем, когда глина высыхает, фигуру разогревают, чтобы вытопить воск. В образовавшуюся форму заливается жидкий металл, при этом в середину вводится глиняный стержень так, что статуя остаётся полой. Очищенную от глины статую шлифуют, покрывают позолотой или расписывают. Статуэтки в основном изготавливают из бронзы, но иногда они могут быть сделаны даже из сливочного ячьего масла или цампы (мякиша из жареной ячменной муки и тибетского чая), символизирующих непостоянство.

Декоративно-прикладное искусство

Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается 100 узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями – индиго, грецкий орех, крапп и ревень. Традиционными центрами ковроткачества считались Гьянгдзе и Шигадзе. Современная индустрия базируется в основном в тибетских общинах Непала.
Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет для ношения на шее, в котором хранится фигурка божества или святого), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.
Также примечательны тибетские поющие чаши, используемые для медитации и молитв.
Резьба по дереву применяется в производстве ярко раскрашенной тибетской мебели и оконных рам. Однако, многое из того, что можно увидеть в наши дни в Лхасе, сделано тибетцами, живущими в Непале.

Музыка и танцы

Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетской жизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса. Главными ритуальными музыкальными инструментами являются ролмо и силньен (плоские музыкальные тарелки), нга (подвешенные барабаны), дамару (ручные барабаны), дрильбу (колокольчики), дунчен (длинные трубы), ганлин (конический гобой) и дункар (раковина).
Для исполнения фольклорных мелодий используются драньен (шестиструнная лютня), пиуан (двухструнная скрипка) и гьюман (китайская цитра).
Любой, кому посчастливится присутствовать на тибетском празднике, сможет увидеть ритуальный танец цам (чам), исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут определённое значение и смысл, однако даже непосвящённый зритель окажется под впечатлением от зрелищности и ярких масок танцоров.
Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках, уходящий корнями к добуддийскому древнему верованию бон. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.
Цам часто сопровождается менее значительным представлением лхамо — тибетской оперой. Это более светская форма искусства. Она представляет собой комбинацию танцев и громких песнопений. Тибетскую оперу создал в XIV в. Тангтонг Гьялпо — буддистский учитель, врач, архитектор и поэт. Основные сюжеты для тибетской оперы черпаются из буддистского народного фольклора.

Материал любезно предоставлен сайтом Бхаратия.ру