Культура и искусство Тибета

На протяжении столетий искусство Тибета развивалось под влиянием в первую очередь индийской, а также китайской культуры. Живопись, архитектура и даже танцы свидетельствуют об огромном влиянии со стороны Индии, Непала и Китая. Культура индийской Империи Пала и непальского королевства Невари просочились в Тибет вместе с культурами Кашмира (Индия) и королевства Кхотан (провинция Синьцзян, Китай).

Практически все элементы тибетского искусства, за исключением некоторых народных ремёсел, черпали вдохновение в буддизме, пришедшем в Тибет из Индии.

Неварский стиль чётко прослеживается в резьбе по дереву древнего храма Джоканг в Лхасе. Кашмирское же влияние отчётливо проявляется в настенной живописи (фрески) Цапаранга в западном Тибете. Влияние китайских архитектурных стилей заметно в монастыре Шалу, неподалёку от Шигадзе. Позднее, собственный тибетский стиль, называемый «Менри» проявил себя в монастырях Дрепунг, Ганден и Сера.

Искусство Тибета было всегда консервативным и чётко следовало традиции. Самовыражение мастеров и новшества не одобрялись, так как считалось, что вольное толкование может чинить препятствия к главной цели искусства — духовному просвещению. Художники Тибета традиционно оставались неизвестными, работали анонимно и без славы.

Использование цветов в искусстве определялось обычаями и жёстким символизмом.

Многое из художественного наследия Тибета пострадало во время Культурной революции. То, что не было разрушено, было вывезено за пределы Китая или на художественный рынок Гонконга. Множество тибетских ремесленников было подвергнуто гонениям.

И только в последние годы, исправляя ошибки прошлого, китайское правительство делает всё возможное для возвращения вывезенных исторических ценностей. За последнее время более тринадцати с половиной тысяч предметов искусства были возвращены в Тибет, а оставшиеся немногочисленные художники и ремесленники смогли снова вернуться к своей работе и начать обучать молодых тибетцев.

Живопись

Тханка. Ушнишавиджая

Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры.

Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение Тханкабуддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние. Более свободный подход китайской пейзажной живописи позволил некоторым тибетским художникам отойти от формального выражения тибетского религиозного искусства и использовать пейзаж, как декоративное украшение в религиозных изображениях. Но это не означает, что китайское художественное искусство пробудило новое движение в искусстве Тибета. Новые, подверженные китайскому влиянию формы живописи сосуществовали вместе со старыми, во многом потому, что этот вид искусства в Тибете передавался от учителя к ученику.

Особого внимания заслуживает религиозная живопись по шёлку или хлопку с элементами вышивки, называемая тханка. Тханка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути. Рисование тханки начинается с фона и завершается прорисовкой глаз, которые наносятся во время особого праздника «открытия глаз». Для тханки используются натуральные красители: синий из ляписа, красный из киновари и жёлтый из серы. Процесс рисования тханки требует от мастера глубокого понимания символики, передаваемой им на холсте.

http://www.bharatiya.ru