Культура и искусство Тибета

Декоративно-прикладное искусство

Из коллекции Эрмитажа

Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень. Традиционными центрами ковроткачества считались Гьянгдзе и Шигадзе. Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.

Также примечательны тибетские поющие чаши, используемые для медитации и молитв.

Резьба по дереву применяется в производстве ярко раскрашенной тибетской мебели и оконных рам. Однако, многое из того, что можно увидеть в наши дни в Лхасе, сделано тибетцами, живущими в Непале.

Цам в Элисте

Музыка и танцы

Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетской жизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса. Главными ритуальными музыкальными инструментами являются ролмо и силньен (плоские музыкальные тарелки), нга (подвешенные барабаны), дамару (ручные барабаны), дрилбу (колокольчики), дунчен (длинные трубы), канлин (конический гобой) и дункар (раковина).

Для исполнения фольклорных мелодий используются драньен (шестиструнная лютня), пиуан (двухструнная скрипка) и гьюман (китайская цитра).

Любой, кому посчастливится присутствовать на тибетском празднике, сможет увидеть ритуальный танец цам (чам), исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут Чамопределённое значение и смысл, однако, даже непосвящённый зритель окажется под впечатлением от зрелищности и ярких масок танцоров.

Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках, уходящий корнями к добуддистскому древнему верованию бон. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.

Цам часто сопровождается менее значительным представлением лхамо — тибетской оперой. Это более светская форма искусства. Она представляет собой комбинацию танцев и громких песнопений. Тибетскую оперу создал в XIV в. Тангтонг Гьялпо — буддистский учитель, врач, архитектор и поэт. Основные сюжеты для тибетской оперы черпаются из буддистского народного фольклора.

http://www.bharatiya.ru