Культура и искусство Тибета

Земля снегов», «Крыша Мира»— на протяжении столетий мистическое буддистское королевство Тибет, спрятанное в Гималаях, тревожило воображение западного мира. Для путешественников, исследователей и торговцев это была запретная страна, страна сокровищ и богатств, а пребывающие в поисках духовной истины считали эту землю, погружённую в магию и тайну, мистической Шамбалой — страной богов, местом неподвластным времени и разрушению, где царствует доброта и гармония. 

               

Лхаса, дворец Потала

Архитектура Тибета

Самые ранние религиозные сооружения Тибета, например храм Джоканг в Лхасе, построены в индийском и неварском архитектурных стилях. Многие строения возводились из гранита, кирпича, а иногда из дерева. Особый тибетский стиль проявляется в великолепии храма Кумбум в Гьянгдзе, монастырей Самье и Ташилхунпо, а также во дворце Потала. Однако, возможно самым выдающимся проявлением тибетской архитектуры является чортен (тибетская ступа). Изначально они предназначались для сохранения кремированных останков Будды Шакьямуни. Со временем чортены становятся символом Будды и созданного им учения. Позже их назначение изменилось: чортены стали использовать в качестве усыпальниц для лам и святых. Эта традиция жива и поныне. Великолепный золотой чортен был построен в 1989 г. в монастыре Ташилхунпо для тела Десятого Панчен Ламы.

Характерными чертами городской не религиозной архитектуры являются накренённые во внутреннюю сторону стены зданий из прочно подогнанных камней или высушённых на солнце кирпичей. Крыши тибетских домов плоские. В больших сооружениях крыши поддерживаются изнутри деревянными подпорками. Многие дома белят и окаймляют тёмной краской. В сельской местности дома обычно окружены стеной, создающей уютный маленький дворик. В некоторых регионах вход в дом охраняют нарисованные на дверях или стенах скорпионы и свастика. Домом для кочевников служат палатки из ячьей шерсти, называемые бар. Такие палатки достаточно просторны и могут вмещать всю семью. Открытый верх палатки позволяет выходить дыму наружу.

                       Литьё из бронзы

Будда

Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.

Металлические статуэтки традиционно изготавливаются непальским методом. Сначала фигура вырезается из воска и обмазывается глиной. Затем, когда глина высыхает, фигуру разогревают, чтобы вытопить воск. В образовавшуюся форму заливается жидкий металл, при этом в середину вводится глиняный стержень так, что статуя остаётся полой. Очищенную от глины статую шлифуют, покрывают позолотой или расписывают. Статуэтки в основном изготавливают из бронзы, но иногда они могут быть сделаны даже из сливочного ячьего масла или цампы (мякиша из жареной ячменной муки и тибетского чая), символизирующих временность вещей.

 

http://www.bharatiya.ru