Его Святейшество даровал учение по текстам «Стадии медитации» и «37 практик бодхисаттвы»

     

Его Св-во Далай-лама

 В своем обращении к аудитории, собравшейся в главном храме в Дхарамсале для получения учения, Далай-лама отметил: «Поскольку многие из вас не смогли присутствовать на посвящении Калачакры в Бодхгае, я решил посвятить это учение именно вам. Я восхищаюсь силой духа жителей Тибета. В наши дни около 400 миллионов практикуют буддизм в Китае, но их традиция отличается от нашей в сфере логики и мышления. Буддизм пришел в Тибет в VII веке, когда император Songtsen Gampo женился на китайской и непальской принцессах, и каждая из них привезла с собой статую Будды. Но когда другой император, Trisong Detsen, захотел укрепить буддизм в своей стране, он обратился к индийской традиции и пригласил Шантаракшиту – величайшего ученого монастыря Наланда».

      «Шантаракшита, возможно, не был очень известен тогда, но если мы почитаем его тексты, то сразу увидим, насколько глубоко его учение. Во время правления того же императора был основан монастырь Samye, в котором, кроме обучения монахов, было еще отделение перевода, которое занималось переводами текстов Kangyur и Tengyur. Также в монастыре проходило обучение концентрации, и китайские монахи – его члены, занимались однонаправленной медитацией. Некоторые из них утверждали, что в учебе нет большой необходимости, и, чтобы достигнуть просветления, нужно освободить ум от мыслей. Шантаракшита предполагал, что может возникнуть конфликт между логическим подходом к изучению Дхармы и неконцептуальным методам. Поэтому он посоветовал императору пригласить своего ученика Камалашилу в Тибет. Затем, с помощью Камалашилы, который также занимался эпистемологией, Тибет стал полностью буддийской страной, где сохранилась традиция Наланда, а также преобладающее использование логики и разума. Мы смогли сохранить все это в течение более чем 1000 лет», — сказал  духовный лидер Его Святейшество Далай-лама.

        Говоря о первом тексте – третьей части «Стадий медитации», написанном Камалашилой по просьбе императора, Далай-лама сказал, что чувствует в этом отношении особую связь с тибетцами, так как то время Trisong Detsen имел большое влияние над всем Тибетом. Что касается трех томов «Стадий медитации», то первый из них рассматривает однонаправленную концентрацию, второй – и концентрацию и особое проникновение, а третий – особое проникновение в суть явлений.

           В отношении второго текста – «37 практик бодхисаттвы», Его Святейшество особо отметил его автора, Gyalsey Thogme Sangpo, который считается мастером, реализовавшим бодхичитту.  Далай-лама подчеркнул, что и учителя и ученики должны постоянно проверять свою мотивацию в отношении учения, а также отметил, что часто люди ошибочно рассматривают Три Драгоценности как нечто внешнее по отношению к ним, похожее скорее на бога-творца, а не то, что они должны постараться найти в себе самом.

         Также Его Святейшество подчеркнул важность работы с беспокоящими эмоциями и сказал, что беспокоить нас в момент возникновения в нашем уме является их природой. Далай-лама призвал изучить свой собственный опыт, чтобы четко понять это, и добавил, что ученые сейчас тоже признают, что покой ума благотворно сказывается на нашем физическом благополучии.

     «Что касается уникальности учения Будды, то оно также заключается в объяснении бессамостности. Но просто повторять эти слова недостаточно, необходимо постараться понять, что они значат – то, что вещи не существуют такими, какими они кажутся нам» — отметил Его Святейшество Далай-лама.

      Объявляя программу на следующий день, Его Святейшество сказал, что собирается дать комментарий на текст Дже Цонкапы «Три основы пути».

http://tibet.net