Его Святейшество Далай-Лама XIV. Сила сострадания

2014 г. Италия, фото: filmPRO

2014 г. Италия, фото: filmPRO

Как жить правильно, в радости и удовлетворении

...Не требует подтверждения тот факт, что все существа, и в частности люди, стремятся к счастью и не желают переживать боль и страдания. Поэтому у каждого из нас есть неотъемлемое право быть счастливым и воспользоваться всеми доступными средствами для избавления от страданий и достижения счастья в жизни…

Как дарить любовь и сострадание на практике

Сострадание — самое чудесное и ценнейшее человеческое качество. Говоря о нем, я могу с воодушевлением констатировать, что человек по природе своей добр и сострадателен.

В молодости и в старости мы сильно зависим от доброго отношения со стороны других людей. В период между молодостью и старостью мы обычно считаем, что в состоянии сделать все без посторонней помощи и доброе отношение со стороны других людей просто не имеет большого значения. Однако и в этот период очень важно проявлять доброе отношение к людям.

Когда люди в большом городе чувствуют себя одиноко, это не значит, что у них нет приятелей, это значит, что им не хватает человеческого тепла. В результате их умственное здоровье, в конце концов, сильно ухудшается. Напротив, те люди, которые растут в атмосфере человеческой любви, гораздо лучше развиваются физически и психически, а в плане поведения они позитивнее и мягче.

Дети, выросшие в атмосфере недостатка любви, обычно проявляют более негативное отношение к людям. Это очень ясно показывает суть человеческой природы. Кроме того, как я уже отмечал, тело человека ценит спокойствие души. Раздражение оказывает очень плохое влияние на наше здоровье. Это говорит о том, что наше здоровье процветает в условиях человеческой любви. В этом и заключена возможность проявления сострадания в нас.

Главная цель моих объяснений состоит в том, чтобы показать, что по природе своей мы сострадательны, что сострадание — это то, что необходимо в нашей жизни, и мы способны его в себе развить. Важно понимать точный смысл сострадания. Разные философские школы и традиции по-разному интерпретируют понятия любви и сострадания. Некоторые мои друзья, исповедующие христианство, считают, что любви не может быть без Божьей милости, другими словами, чтобы развить в себе любовь и сострадание, мы должны исповедовать веру. Буддисты считают, что истинное сострадание основывается на признании того факта, что все люди, включая нас самих, хотят обрести счастье и имеют право избежать страдания. Это является основой для проявления заботы о благополучии других, независимо от отношения к себе самому. Это и есть сострадание.

Наша любовь и сострадание к нашим друзьям во многих случаях есть просто привязанность. Такое чувство не основывается на понимании того факта, что каждое живое существо имеет равное право быть счастливым и избежать страданий. Вместо этого оно основано на представлении, что нечто «принадлежит мне», «мой друг» или что-то хорошее «для меня». Это привязанность. Поэтому, как только отношение такого человека к нам меняется, наше чувство близости к нему немедленно исчезает.

В случае истинной любви мы проявляем заботу о человеке независимо от его отношения к нам, просто потому, что этот человек — такое же существо, как и мы, и имеет полное право уйти от страданий.

Если этот человек относится к нам нейтрально или даже враждебно, наша забота о нем должна сохраняться просто по причине этого его права. В этом главное различие, истинное сострадание намного более здоровое чувство, оно непредвзято и основано на рассудке. Напротив, привязанность ограничена и предвзята. По сути, истинное сострадание и привязанность противоречат друг другу.

2014 г, Италия Любовь и сострадание на практике

В соответствии с буддийской практикой, чтобы выработать истинное сострадание, надо сначала попрактиковать медитацию уравнивания и равностности, как бы отделив себя от близких нам людей. Затем надо удалить негативные чувства по отношению к своим врагам. Ко всем существам надо относиться одинаково. На такой основе можно постепенно выработать истинное сострадание ко всем.

Надо отметить, что истинное сострадание — это не жалость или чувство, что другие в чем-то ниже нас. Напротив, истинное сострадание подразумевает, что других людей мы считаем важнее себя самих.

Как я уже говорил, для того, чтобы выработать истинное сострадание, надо сначала попрактиковаться в выработке равностности. Это очень важно, ибо без чувства равностности ко всем наше отношение к другим людям будет предвзятым. Поэтому сейчас я кратко расскажу о буддийской медитативной практике равностности.

Сначала подумайте о небольшом круге известных вам людей, например друзей и родственников, к которым вы чувствуете привязанность. Потом подумайте о тех людях, к которым вы полностью безразличны, и, в-третьих, подумайте о тех, кто вам не нравится. Представив всех этих разных людей, попытайтесь дать своему уму возможность перейти в свое естественное состояние и посмотреть, как он обычно реагирует на встречу с этими людьми. Вы заметите, что естественной реакцией будет привязанность по отношению к друзьям, неприязнь по отношению к людям, которых вы считаете врагами, и безразличие к тем, к кому вы относитесь нейтрально. Затем вы должны попытаться задать себе вопросы: сравните последствия вашего отношения к друзьям и противоположного отношения к своим врагам и подумайте, почему у вас происходят такие колебания в состоянии ума в результате реакции на эти две разные группы людей. Вам надо понять, какие последствия такие реакции вызывают в вашем уме, и попытаться увидеть тщетность их проявления в такой крайней форме. Затем попытаться свести к минимуму свои сильные эмоции по отношению к двум таким противоположным группам людей.

Затем, и это самое главное, вы должны подумать о принципиальном равенстве между вами и всеми другими существами. Так же, как и вы, все существа имеют инстинктивную естественную потребность быть счастливыми и избегать страданий; так же, как и вы, все существа имеют право реализовывать это врожденное устремление. Тогда чем же вы отличаетесь?

Италия, 2014 г.

Италия, 2014 г.

Для последователей буддизма обретение мудрости также очень важно — здесь я имею в виду мудрость, которая понимает пустоту, т. е. истинную природу реальности. Понимание пустоты, на санскрите «шуньи», дает нам, по крайней мере, некоторое позитивное осмысление концепции прекращения. Когда у нас есть какое-то представление о возможности прекращения, тогда становится ясным, что страдание не вечно и у нас есть выбор. Если есть выбор, тогда стоит предпринять усилия. Если существовали бы только две из Четырех благородных истин Будды, о страдании и о причине страданий, в этом не было бы большого смысла. Однако две другие благородные истины о прекращении указывают нам путь к альтернативному способу существования. Есть возможность прекратить страдания. Поэтому целесообразно понять природу страданий. Мудрость же очень важна в неограниченном культивировании сострадания. Вот как человек практикует буддизм: с помощью рассудка вырабатывает мудрость и понимание природы реальности и одновременно культивирует мастерский метод — сострадание.

В тибетском языке существует выражение, которое означает, что эффективность лечения зависит от того, насколько доброе сердце у врача. Через призму этого выражения можно рассматривать и случай, когда лечение у какого- либо врача не помогает. Тогда тибетцы говорят, что, наверное, этот врач — недобрый человек.

При усилении чувства сострадания происходят различные позитивные побочные явления. Одно из них заключается в том, что чем больше сила нашего сострадания, тем больше будут наши способности противостоять тяготам жизни и трансформировать эти тяготы в более позитивные условия.

Один из видов, возможно, наиболее эффективной практики можно найти в классическом буддийском тексте «Руководство к жизни бодхисаттвы». По ходу этой практики надо представить свое старое «я», которое является выражением сосредоточенности на самом себе, эгоизма и т. п., а затем представить группу людей, которые символизируют массы других живых существ. После этого надо принять точку зрения третьего человека, т. е. нейтрального беспристрастного наблюдателя, и сделать сравнительную оценку значимости интересов и важности этих двух категорий людей. Кроме того, надо попытаться поразмыслить об ошибочности полного игнорирования благополучия других существ, а также о том, чего это старое «я» в действительности достигло в результате такого образа жизни. Затем надо подумать о других существах и насколько важно их благополучие, насколько значима потребность служить им. После этого надо подумать о том, что вы, как третье лицо и нейтральный наблюдатель, скажете по поводу того, чьи интересы и благополучие важнее. Вы, естественно, будете проявлять большую расположенность в отношении категории бесчисленного множества людей.

Я также считаю, что чем больше сила нашего альтруизма к живым существам, тем более храбрыми мы становимся. Чем мы храбрее, тем менее подвержены разочарованию и потере надежды. Следовательно, сострадание — это еще и источник нашей внутренней силы. С увеличением внутренней силы можно выработать твердую решимость, а при наличии последней увеличиваются шансы на успех, невзирая на возможные препятствия. Напротив, если мы колеблемся, боимся, и нам не хватает уверенности в себе, тогда в нас часто вырабатывается пессимистическое отношение. Я считаю, что последнее является истинной причиной неудач. При пессимистическом отношении нам не добиться даже того, что мы могли бы с легкостью сделать, не будь настроены таким образом. При наличии же у нас непоколебимой решимости, в конце концов, вероятен успех даже там, где возникли большие трудности. Следовательно, даже в обыденном смысле сострадание очень важно для успехов в будущем.

Его Святейшество Далай-Лама XIV

Перевод: геше Тхуптен Джинпа, Б. Лаврентьев

фото: офис ЕСДЛ, filmPRO Италия