Его Святейшество Далай-лама: Воспитание сердца

20-05-2013 г., выступление в Далхузи

Далхузи,  Химачал-Прадеш, Индия. 2013 г.

Дорогие юные братья и сестры! Я бесконечно счастлив встретиться с вами, видеть так много юных школьников. Всякий раз, когда я встречаюсь с молодыми людьми, со школьниками, я чувствую, что становлюсь моложе.
Такая возможность встречи с молодежью, с учениками школ большое удовольствие и честь для меня. Спасибо за эту встречу.

Вы знаете, Далхузи расположен даже выше, чем Дхармасала. Здесь так много красивых деревьев, они и правда очень красивые. И, глядя на вас, мне кажется, что мы как будто уже на небесах и нас окружают ангелы. Правда! Но потом, глядя по сторонам, я понимаю, что это современная Индия. На вашем поколении, на плечах современных молодых людей лежит ответственность за великое светлое будущее Индии. Если говорить о Тибете, то Учение Будды пришло к нам примерно в 7-8 веках. Оно пришло напрямую из Индии. Это было Учение Будды, которое столетиями сохранялось в древнем индийском монастыре-университете Наланда. В 7-8 веках в Наланде жил один из самых известных наставников и ученых-философов по имени Шантаракшита. Тибетский царь пригласил его в Тибет в восьмом веке. Шантаракшита учил буддизму в соответствии с традицией Наланды. Поэтому я всегда говорю, что вы, индийцы, исторически являетесь нашими учителями, а мы – ваши ученики. Иногда я даже говорю, что мы не просто ученики, а надежные и верные ученики. Индия, родная страна наших учителей, в последние столетия много раз проходила через непростые времена. И вот в эти-то периоды мы сохранили в целости ваши знания, ваши богатые традиции и древнюю мудрость. И это дает мне основания говорить, что тибетцы ваши надежные ученики.

В основе наших отношений лежат не экономические, не политические или какие-то другие соображения, но духовные связи. Между нами очень тесная связь. В последнее время я нередко называю себя сыном Индии. Почему я так говорю? Мои мысли, мой мозг, каждая клеточка моего мозга пропитаны знаниями Наланды. Я начал учиться, когда мне было 6 или 7 лет. Самые важные тексты, которые мы изучали… мы сначала заучивали наизусть все эти тексты, затем нам давали объяснения – каждому слову – потом мы проводили монастырские диспуты, мы обучались через диалектические диспуты. Так что таким образом каждая клеточка моего мозга пропитана знаниями Наланды. Что же касается моего тела, то вот уже более 50 лет с 1959 года мое тело питается индийским далом, индийским рисом, индийскими чапати. Поэтому ментально и физически я и вправду чувствую себя сыном Индии. [аплодисменты] Поэтому, когда я смотрю на Индию, Бхарат, то вижу, что, особенно в древности, Индия дала миру поистине блестящие умы. Многие выдающиеся мыслители рождались в Индии на протяжении четырех – пяти тысяч лет. Также, примерно три тысячи лет назад в этой стране появились и древнейшие религиозные традиции.

Далхузи, штат Химачал-Прадеш, Индия. 2013 г.

Что касается современности, то сегодня, в 21-м столетии, Индия – единственная страна, где все основные мировые религии уживаются бок о бок. Не только местные религии, но и различные религиозные традиции, пришедшие из разных частей света, все прижились здесь, и соседствуют в мире и согласии. Я думаю, это и есть настоящий дух братства, он поистине существует в этой стране. Я всегда говорю людям, что Индия – это пример для подражания, все религии живут здесь мирно, по-настоящему гармонично. Это, как мне кажется, одно из больших достоинств Индии. Кроме того, в современные времена, начиная примерно с 1947 года, если сравнивать Индию с соседними государствами, то это не только самая густонаселенная демократическая страна, но также очень стабильная, мирная, гармоничная страна. Конечно, иногда случаются проблемы, это вполне понятно. В стране, где живет больше миллиарда людей, встречаются и люди, ведущие себя неподобающе, это вполне понятно. Но в целом, это очень мирная, стабильная, демократическая страна, в которой правит закон. Иногда, конечно, нарушения случаются, но это понятно. Я думаю, Индия – прекрасный пример современного государства. Это также является основой вашего дальнейшего развития, не только в материальном плане, но и в духовном. Вы можете быть прекрасным примером для других.

На нашей планете сегодня живут семь миллиардов людей. Я думаю, что все человечество в самых разных частях света сейчас испытывает определенный нравственный кризис. Европа, Южная и Северная Америка, Африка, Ближний Восток и другие части Азии сталкиваются с проблемами. Нужно помнить о внутренних ценностях, я всегда особо подчеркиваю, что в Индии существуют тысячелетние традиции светской этики. Во многих странах даже само слово «светская» вызывает у людей недоумение, потому что многие люди верят, что этика, нравственность должны быть связаны с религией и верой. Но в этой стране вот уже больше трех тысяч лет успешно существует концепция секуляризма, то есть уважения ко всем религиям, когда ни одну религию не ставят выше другой. А также уважение и к неверующим. Это совершенно уникально, необычно. Мои индийские друзья, например бывший вице-премьер-министр Адвани, говорили мне, что в Индии вот уже больше трех тысячелетий существует традиция уважения к неверующим. Их философия и воззрения могут быть предметом споров и даже осуждения, но самих людей, выражающих эти идеи, уважительно называет мудрецами, риши. Вот с таким уважением в Индии относятся даже к неверующим. Светская этика очень актуальна для современного мира.

Далхузи, штат Химачал-Прадеш, Индия. 2013 г.

Что касается межрелигиозной гармонии… Как я уже отметил, в Индии мирно уживаются все основные религии. Это очень важно. Нам следует продвигать светскую этику, которая опирается на идею ненасилия, ахимсы. Ахимса – это отказ от насилия, воздержание от причинения вреда другим, но не из чувства страха или безразличия. Вы должны проявлять активную позицию, но при этом не совершать действия, связанные с насилием или причинением вреда. Вот, что значит ахимса. Если вы следуете принципам ахимсы, то приносит потрясающее чувство уверенности в своих возможностях, внутреннюю силу. Мы, люди, слишком эмоциональны, поэтому нам может быть трудно практиковать ахимсу. Помните, что ахимса и гармоничные отношения между религиями – это ваша тысячелетняя традиция.

А теперь я хотел бы сказать, что современное образование имеет крайне важное значение. В последние несколько десятилетий после обретения Индией независимости система образования, образовательные учреждения год от года становятся лучше. В том числе и здесь, в Далхузи. У вас много школ, много учеников – это замечательно. Но если вы станете заботиться только лишь о получении современного образования, то этого будет недостаточно. Так вы не вырастете индийцами в полном смысле этого слова. Как я уже сказал, у вас замечательные традиции: традиции ахимсы, религиозной гармонии. Но это не просто древние традиции, это живые принципы, актуальные в сегодняшнем мире. Поэтому, уделяя внимание получению современного образования, вы должны изучать и собственные многовековые традиции. Во всех древних индийских духовных традициях существуют практики медитации шаматхи и випашьяны. Практикуя медитацию шаматхи и випашьяны, мы одновременно получаем обширные сведения о том, как работает наш ум. Современной психологии, современным специалистам, изучающим мозг, пока не хватает знаний об эмоциях и о работе ума. А в индийской традиции уже накоплены обширные знания о том, как работают эмоции и ум. вот уже больше 30 лет я участвую в диалогах с современными учеными, врачами, исследователями мозга, психологами и могу на собственном опыте сказать, что в этой области крайне полезны накопленные нашей традицией знания об уме, эмоциях, о том, как работать с эмоциями посредством развития памятования, при помощи шаматхи или випашьяны. Пожалуйста, помните об этом.

Далхузи, штат Химачал-Прадеш, Индия. 2013 г.

Итак, некоторые древние знания весьма актуальны в современном мире. Мы сталкиваемся с ментальными проблемами, ментальным кризисом. И нам нужны знания об уме. Иногда я говорю, что нам нужна карта ума, карта эмоций. Мы должны ее изучать. Как только у вас появится полная картина устройства ума и эмоций, представление о негативных, разрушительных эмоциях, как только появится такая полная картина, полное знание, вам будет намного легче справляться с этими эмоциями. И тогда в случае возникновения проблем, связанных с умом, необязательно будет обращаться к транквилизаторам, алкоголю или наркотикам. Не прибегая к внешним средствам, благодаря собственной работе с умом, вы сможете по-настоящему справиться с разрушительными эмоциями. Это часть древней индийской культуры, древнего индийского образования.

Многие образовательные учреждения на Западе, в Европе и в Америке, многие работники сферы образования и ученые проявляют глубокий интерес к тому, как справиться с ментальным кризисом. А в вашей традиции уже есть это знание. Я хочу попросить вас, молодое поколение: пожалуйста, уделяйте больше внимания не только физической гигиене, но и тому, что я называю гигиеной эмоций. Это очень важно. Согласно некоторым данным научных исследований, здоровье тела чрезвычайно сильно зависит от здоровья ума. Поэтому совершенно необходимо заниматься изучением того, как проводить гигиену эмоций и ума. Ум становится здоровым не только благодаря молитве или обычной медитации. Здоровье ума обретается благодаря знанию о том, как справляться с разрушительными эмоциями. Поэтому невозможно переоценить важность этих знаний. Но если в такое образование мы станем подмешивать религиозные представления, то оно никогда не станет универсальным, приемлемым для всех. Поскольку ни одна отдельно взятая религия, какой бы замечательной они ни была , не может удовлетворить всех. Только светская этика может быть приемлемой для всех. А, кроме того, светскую этику можно преподавать в светских учебных заведениях.

Далхузи, штат Химачал-Прадеш, Индия. 2013 г.

Итак, мои юные индийские друзья, пожалуйста, больше думайте. Развивайте не только свой мозг, но развивайте также и душевную теплоту. Мы не говорим сейчас о будущих жизнях или нирване, мы говорим о том, как вырасти здоровым человеком, построить здоровую семью, здоровое общество, а через них и здоровое человечество. Очевидно, что огромное количество проблем, с которыми сталкивается человечество, большая их часть созданы нашими собственными руками. Поэтому логично предположить, что если проблемы созданы самими людьми, то люди быть в состоянии и решить их. Если у нас правильный настрой ума, если мы дальновидны и придерживаемся целостного подхода, то, безусловно, мы сможем устранить эти проблемы. В конце концов, если мы проявим настойчивость, то благодаря образованию уже следующее поколение, или через поколение, сумеет построить в 21 веке более счастливый мир. Это произойдет не в силу молитв, а благодаря образованию. Я думаю, это возможно. И здесь Индии должна принадлежать ведущая роль. Я очень надеюсь и на самом деле верю, что вы сможете сделать это.

Я также всегда говорю, что мое поколение, и поколение директора школы… Сколько вам лет? Я думаю, мы примерно одного возраста, вы чуть моложе меня, но все равно… Наши поколения принадлежат 20 столетию, минувшему веку. Мы, люди, принадлежащие старшему поколению, должны уже попрощаться, сказать до свидания. Ваше поколение, вы, молодые и способные, – вы настоящее поколение 21 века. Новый век только начался, прошло всего одно десятилетие, и впереди еще почти девяносто лет. Поэтому есть возможность изменить что-то в будущем, будущее открывает перед вами множество дорог. Прошлое уже случилось, мы можем извлекать из него уроки, можем вспоминать его, но исправить уже ничего нельзя. А вот будущее в наших руках. Ваше поколение, поколение 21 века, держит будущее всего мира в своих руках. В частности, будущее Индии в ваших собственных руках. А потому вам необходимы верные представления, больше знания о реальности, а для этого вы должны смотреть на происходящее шире, более целостно. Реальность невозможно увидеть во всей полноте, если смотреть только под одним углом. Мы должны смотреть с разных сторон, с разных точек зрения. Для этого нужно обладать более целостным видением. Это очень важно. Только так вы получите реальную картину происходящего, иначе возникнет множество проблем, созданных человеком, как те, что мы наблюдаем сегодня.

На самом деле есть большой разрыв между реальностью и тем, какой она нам представляется. Мы совершаем многие ошибки из-за того, что действуем, опираясь на видимость, а не на реальность. И главная цель образования в том и состоит, чтобы сократить разрыв между видимой стороной вещей и реальностью. Чтобы правильно оценивать реальность, необходимо придерживаться более целостного взгляда. Поэтому необыкновенно важно всесторонне образование. Но для того, чтобы видеть реальность, ваш ум должен быть очень спокоен. Ум, слишком взволнованный эмоциями, не может увидеть реальности, так как не может оставаться беспристрастным. Чтобы познать истинную реальность, наш ум должен быть нейтральным, тогда он будет объективным. А для того, чтобы сохранять покой ума, очень важна душевная теплота. Душевная теплота приносит внутреннюю силу, уверенность, и ум становится спокойнее. Не рассматривайте, пожалуйста, эти вещи в качестве религиозных практик. Это – чудесный потенциал, который заложен в каждом человеке, и мы должны его использовать. А чтобы использовать наши скрытые возможности, нам нужно больше о них знать. Это очевидно. Вот этим мне и хотелось с вами поделиться.

Далхузи расположен неподалеку от Дхармасалы, и я думаю, в будущем, время от времени, у нас будет возможность встречаться. Когда вы немного подрастете, я думаю, нам представится еще случай встретиться. Тогда я и проверю, что вы сделали с момента этой нашей встречи, работаете ли вы с эмоциями и умом, применяете эти знания всерьез или нет, я проверю. Спасибо, огромное спасибо!

Далхузи, штат Химачал-Прадеш, Индия. 2013 г.

И еще, конечно, я очень благодарен организаторам этой чудесной встречи, большое спасибо за ваши старания! И что самое важное, лица всех присутствующих полны радости и светятся улыбками. Я очень люблю, когда люди улыбаются. Улыбка – это одна из уникальных способностей человека. Возможно, некоторые обезьяны, из тех, что живут и в этой местности, тоже умеют улыбаться, не знаю. Мне кажется, способность улыбаться – это уникальная способность, присущая только человеку. И еще я хотел бы сказать по поводу улыбки. Улыбаться можно по-разному. Когда улыбается ребенок, то он делает это совершенно искренне. А вот люди постарше, вроде меня и вот вас, мы уже получили образование и воспитание и научились иногда пользоваться этой чудесной способностью улыбаться, чтобы выразить сарказм, перехитрить кого-то, проявить дипломатичность. Вот такие улыбки создают только еще больше страха и подозрений. Как видите, наш мозг обладает способностью испортить даже очень хорошие вещи. Но все же, я очень люблю, когда люди улыбаются.

Встречаясь с другими людьми, я всегда думаю, что мы похожи: между нами нет разницы, мы одинаковые. Сейчас, когда я разговариваю с вами, я тоже воспринимаю себя как обычного человека. Я конечно уже пожилой человек, у нас большая разница в возрасте, но все мы люди: ментально, эмоционально и физически мы одинаковы. Как только я начинаю думать, что отличаюсь от других, например, если я начну считать себя святым Далай-ламой, такое отношение будет отдалять меня от вас, какая в этом польза? Мы встретились, мы просто люди. На этом уровне все семь миллиардов людей одинаковы. Разные народы, разные расы, разные касты, разные религии – все это вторично. Множество проблем, проблем, созданных самими людьми, возникают не на уровне, где все человечество едино, а на уровне второстепенных различий. На этом уровне мы разделяем людей по множеству признаков, и из-за этого возникает множество конфликтов. Пришло время думать о человечестве как о едином целом, которое нельзя разделять, будущее каждого человека зависит от будущего всего остального человечества. Это реальность. Больше размышляйте, не ограничивайтесь мыслями только о родном Далхузи или Химачал-Прадеше, но думайте об Индии в целом, об Азии в целом, обо всем мире. Это самое важное. У вас огромный потенциал, вы может сделать очень многое на благо человечества. Поэтому вы должны думать шире, больше размышлять. Большое спасибо!

Продолжение следует,

фото Тензин Чойджор

http://dalailama.ru