Его Святейшество Далай-лама. Уровни сострадания

В доме матери Терезы, Калькутта

В доме матери Терезы, Калькутта

Существуют различные уровни сострадания в зависимости от степени нашей мудрости, например сострадание, мотивированное истинным пониманием природы реальности, или сострадание, мотивированное пониманием непостоянной природы существования, или сострадание, мотивированное осознанием страдания других живых существ. Степень нашей мудрости, т. е. глубина нашего понимания природы реальности, определяет уровень сострадания, нами испытываемый. С точки зрения буддизма очень важно сочетание сострадания и мудрости.

Можно представить сострадание как очень честного человека. А мудрость — как очень умного человека. Если мы соединим их вместе, то получим очень эффективное решение.

Я считаю сострадание, любовь и способность прощать общим фундаментом для всех религий, независимо от их традиций или философской базы. Несмотря на фундаментальные различия между разными религиозными представлениями, как, например, признание образа всемогущего творца, все религии учат нас одному, а именно: быть добросердечным человеком. Все они акцентируют важность сострадания и способности прощать.

Моя любимая цитата из книги Шантидевы звучит так:

«Пока остается пространство,

Пока живые живут,

Пусть в мире и я останусь,

Страданий развеивать тьму».

Взаимозависимость, взаимосвязанность и природа реальности

…Эмоция, вообще говоря, не есть обязательно нечто отрицательное. На научной конференции, где я был вместе с психологами и неврологами, пришли к выводу, что Даже у будд есть эмоции в свете определения понятия эмоция, данного разными научными дисциплинами. Таким образом, каруну (бесконечное сострадание или доброту) можно определить как своего рода эмоцию…

…Есть определенные эмоциональные состояния, как сострадание большой глубины, которые, с одной стороны, позитивны, но, с другой стороны, именно в тот момент, когда они имеют место, радости нет. Например, человек чувствует сострадание и тем самым разделяет страдание с объектом своего сочувствия. В этом случае со мной могут поспорить и утверждать, что сострадание не является позитивной мерой. Однако здесь, по-моему, надо понимать, что, хотя и верно то, что в результате сострадания сострадающий человек чувствует определенную боль, эта боль совсем не то, что чувствует тот, кто находится в состоянии депрессии, отчаяния, беспомощности и безнадежности. В случае сочувственного страдания, несмотря на то, что человек чувствует боль, присутствует высокая степень внимания и нет потери самообладания, ибо данный человек в своем роде сознательно берет на себя страдания другого человека.

Его Св-во возглавил молебен по жертвам цунами. Япония, 2011 г.

Его Св-во возглавил молебен по жертвам цунами. Япония, 2011 г.

Хотя поверхностно вышеуказанные эмоциональные состояния могут выглядеть как приносящие одинаковый результат, по сути они совершенно разные.

В одном случае страдание так захватывает человека, что он поддается ему и теряет контроль над собой, в другом в случае сострадания, человек продолжает контролировать свои мысли.

Итак, если мы поймем важность осознания взаимозависимой связи между причиной и следствием, тогда мы поймем и учение о Четырех благородных истинах. Это учение целиком основано на принципе причинности, который разъясняется в учении Будды о двенадцати звеньях зависимого возникновения. В этом учении он указал, что в связи с тем, что есть определенная причина, имеют место и ее следствия; в связи с тем, что причина была создана, проявилось ее следствие, а так как было неведение, то это привело к действию или карме.

Итак, здесь налицо три утверждения:

первое — раз есть причина, то появляется и ее следствие;

второе — раз причина была создана, то появилось и следствие;

третья — раз было неведение, то оно привело к действию.

Первое утверждение означает, что, когда причины накопились, тогда естественным образом появятся и следствия. В этом утверждении заключена также и та идея, что благодаря простому накоплению причин и условий появляются их следствия, т. е. кроме процесса причинности нет никакой внешней силы, подобной Творцу и т. п., которая бы приводила в действие все процессы.

Второе утверждение разъясняет еще одну важную характеристику зависимого возникновения, а именно: та причина, которая вызывает свое следствие, сама должна иметь причину. Если причина — это вечно существующая, перманентная, абсолютная сущность, то такая сущность не могла бы сама быть следствием чего-то еще. Если это так, то она не будет иметь и возможности произвести следствие. Следовательно, прежде всего, должна быть причина, а, во-вторых, эта самая причина должна сама иметь причину.

Нью Дели, 2013 г.

Нью Дели, 2013 г.

Третье утверждение также разъясняет еще одну важную характеристику принципа зависимого возникновения, а именно: следствие должно быть соизмеримо со своей причиной, т. е. должно быть соответствие между ними. Не просто все что угодно может вызвать все что угодно, а должно быть своего рода особое взаимоотношение между причиной и следствием. Будда дал пример неведения, ведущего к действию. Здесь подразумевается вопрос: «Кто же совершает это действие?» Совершает его существо, а, совершая действие, мотивированное несведущим состоянием ума, это существо некоторым образом создает возможность своего падения. В связи с тем, что нет существа, которое бы желало себе несчастья или страданий, именно из-за неведения человек совершает поступок, способный вызвать нежелательные последствия. Таким образом, мы видим, что все двенадцать звеньев зависимого возникновения распадаются на три класса явлений.

Во-первых, существуют негативные эмоции и мысли;

Во-вторых, существует кармическое действие и его следы;

И, в-третьих, существует следствие этого действия, т. е. страдание.

Итак, здесь главная идея в том, что страдание — это то, чего мы все не хотим, но оно является следствием нашего неведения.

Будда не утверждал, что страдание — это следствие сознания, ибо если бы это было так, то процесс освобождения от страдания или процесс очищения обязательно бы положил конец самому континууму сознания. Один урок, который мы можем извлечь из этого учения, заключается в том, что страдания, корни которых в болезненных и негативных эмоциях и мыслях, могут быть устранены. Несведущее состояние ума может быть развеяно, ибо мы способны выработать в себе проницательность, с помощью которой может быть понята природа реальности.

Итак, мы видим, что обсуждаемый принцип показывает нам, как взаимосвязаны все 12 звеньев в цепи зависимого возникновения, которая образует вход для человека в цикл существования. Если бы мы применили эту идею о взаимосвязанности к нашему восприятию реальности в целом, то мы могли бы извлечь из этого большую мудрость. Например, мы тогда бы смогли понять природу взаимозависимости наших собственных интересов и интересов других существ, например, того, как интересы и благополучие людей зависят от благополучия животных, живущих на нашей планете. Мы бы также смогли понять взаимосвязанность между благополучием людей и окружающей средой. Мы смогли бы рассмотреть настоящее, будущее и т. д. Тогда мы смогли бы выработать представление о реальности, которое было бы очень целостным и очень значимым. Так в нескольких словах я дал понять, что нет независимых причин своего собственного счастья. Оно зависит от многих факторов.

Таким образом, вывод из всего этого таков: чтобы заполучить более счастливое будущее для себя, надо заботиться обо всем, что имеет к тебе отношение.

А это, по-моему, весьма полезная позиция.

 

Его Святейшество Далай-Лама XIV

Перевод: геше Тхуптен Джинпа, Б. Лаврентьев,

фото офис ЕСДЛ