Его Святейшество Далай-лама: «Счастье за пределами религии»

Продолжение публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы в Милане, Италия. 28 июня 2012 г.

Фото: Тензин Чойджор

Его Святейшество Далай-лама: — Итак, у нас есть все основания полагать, что определенные эмоции, определенный образ мысли, чрезвычайно полезны для нас. Это понимание и служит основой этики, которую я называю «секулярной» ‒ этики без опоры на религиозную веру.

Должен оговориться: некоторые из моих друзей усматривают в понятии «секуляризм» враждебное отношение к религии. Однако в его индийской трактовке секуляризм подразумевает уважение ко всем вероисповеданиям, а также к взглядам неверующих и их правам. Вот так «секуляризм» понимают в Индии. Поэтому, когда я употребляю термин «секуляризм», то отнюдь не вкладываю в него враждебного отношения к религии. На самом деле секулярная этика лежит в основе всех крупных мировых религий. Это ясно!

Религии есть только у людей, их нет в мире животных. А людям по природе свойственно тяготение к любви и состраданию, а потому все крупные религиозные традиции делают упор на этих ценностях. Они используют разные философские воззрения, чтобы помочь своим последователям укрепиться в этих практиках. Итак, светская этика ‒ это основа всех крупных религиозных традиций. Поэтому когда я выступаю в разных странах, я всегда говорю с позиции светской этики, ведь это то, что затрагивает все семь миллиардов человек. Если рассуждать об этике с позиции религиозной веры, то такой поход не может быть универсальным. А между тем нездоровые состояния ума ‒ это всеобщая проблема, люди сталкиваются с ней повсеместно, а значит, нам нужны понятия, которые были бы приемлемы для всех. И ключевой фактор здесь ‒ образование. Светскую этику можно преподавать, начиная с детского сада и до университета. Существующая система образования в значительной степени ориентирована на материальные ценности и материалистические представления. Очень многие мои друзья, работники сферы образования ‒ а среди них есть и ученые ‒ единодушны во мнении: современной системе образования не хватает нравственных основ. При этом многие считают, что в основе нравственной этики обязательно должна лежать религия, но такую этику невозможно вписать в систему светского образования. Если же использовать секулярные методы прививания нравственной этики, то это прекрасно впишется в светское образование.

Фото Тензин Чойджор

Начиная с прошлого года мы проводим такую работу в Индии при всестороннем сотрудничестве с индийскими университетами. Мы стараемся разработать проект программы, где нравственная этика была бы частью учебного процесса. Полагаю, что в течение двух лет мы сможем разработать конкретные предложения. Затем мы сможем опробовать пилотный проект в одной школе и через пять лет посмотреть, к каким результатам мы придем. Если они окажутся удовлетворительными, то сможем внедрить эту программу в десяти школах, затем в ста. Потом можно было бы перейти на региональный уровень, а потом на общегосударственный, и, наконец, глобальный. Если в вашей стране есть люди, питающие интерес к затронутой мною теме, то прошу: продолжайте размышлять об этом, разработайте действенные методы прививания нравственных ценностей посредством образования. Я говорю не о проповедях в церкви, а об образовании! Поскольку образование тесно связано с развитием умственных способностей, нужно развивать ум именно в этом направлении. В долгосрочной перспективе это принесет нам большую пользу. В конечном итоге это будет полезно всему человечеству. Это все, что я хотел сказать. Теперь вопросы.

Вопросы и ответы

‒ Как избавить свое сердце от страха?

 — Страх, как и многие другие эмоции, бывает двух видов. Первый ‒ страх обоснованный. Это страх оправданный, полезный. Такой страх побуждает нас проявлять осторожность, сделать необходимые приготовления. Это хорошо.

Но есть также и страх, который по большей части представляет собой проекцию нашего собственного ума. Порой, пережив трагедию, мы затем постоянно испытываем страх, перестаем верить в собственные силы, нас охватывает чувство безнадежности. Здесь нам также пригодится трезвый взгляд на вещи. Величайший индийский наставник, философ восьмого века писал: когда сталкиваешься с трагедией, проанализируй ход вещей, максимально задействуя свои умственные способности. Если после тщательного исследования придешь к выводу, что трагедию можно превозмочь, есть способы этого добиться, тогда незачем беспокоиться и бояться. Нужно прилагать усилия! Если же исследование покажет, что трагедия необратима, то, тем более нет смысла беспокоиться, нет смысла бояться, нужно просто принять все как есть. Такой совет.

Фото Тензин Чойджор

Если говорить о страхе, то, когда на вас несется бешеная собака, страх даже очень полезен, он заставит вас пуститься наутек.

Эмоции, такие как гнев тоже бывают двух видов. В мире нашего ума нет отдельных, независимых друг от друга эмоций. Все они тесно взаимосвязаны, переплетены. В силу действия иных факторов один вид гнев может быть полезным, а другой ‒ вредным.

Присущее нам чувство «я» тоже бывает двух видов. С одной стороны ‒ эгоизм, заставляющий нас игнорировать других, забывать об их благополучии. Такой настрой, безусловно, пагубный.

С другой стороны, у нас может быть уверенность в себе, которая немного похожа на эгоизм. Мы говорим: «Я!», «Я смогу!» У нас есть уверенность в своих силах. Этот настрой ‒ положительный. Чтобы преисполниться решимости помочь другим, сделать что-то на благо бесконечного множества других существ, нужна уверенность в себе. Сильное внутреннее самоощущение.

Как говорится в моей любимой молитве:

Пока существует пространства,
Пока существуют проблемы и страдания живых существ,
Пусть и я останусь,
Чтобы служить им.

Чтобы взрастить в себе такую решимость, такую силу воли, нам необходимо сильное внутреннее самоощущение. Так что существует много разных видов эмоций, одни из них благоприятные, другие – нет. Кажутся схожими, но по сути разные. 

Продолжение следует

http://dalailama.ru