Его Святейшество Далай-лама: «Счастье за пределами религии»

Продолжение публичной лекции Его Святейшества Далай-ламы в Милане, Италия. 28 июня 2012 г.

Его Святейшество Далай-лама:

Милан, Италия, октябрь 2016 г. Фото: Тензин Чойджор

— Для того чтобы построить мир на Земле, нужно с раннего детства прививать людям понимание, учить их с детства и до университета, что каждый раз, сталкиваясь с проблемой, нужно стремиться решить ее при помощи диалога. Иногда я говорю студентам: вам нужно такое образование, чтобы всякий раз, когда вы сталкиваетесь с конфликтом или возможностью конфликтной ситуации, оно естественным образом помогало вам выбрать мирный путь решения проблемы посредством диалога. Порой я полушутя-полу всерьез говорю: если детей с раннего возраста учить такому способу решения конфликтов, то, стоит им увидеть, как ссорятся или дерутся их родители, они сразу скажут им: это неправильно, все вопросы надо решать при помощи диалога. Таких результатов можно добиться воспитанием, широким обсуждением. Мы должны уделять этому больше внимания, стараться донести до людей с помощью образования, что наилучший способ решения конфликтов, проблем – это диалог. Этот век должен стать веком диалога.

Чтобы по-настоящему действовать в духе диалога, необходимо уважать права других людей, признавать, что у них тоже есть право превозмочь страдания. Нужно думать: «Я не должен пренебрегать их интересами». Как я говорил ранее: «Их счастье ‒ это мое счастье, их процветание ‒ это мое процветание». Как только мы ясно осознаем то, что они ‒ наши братья и сестры, и нам придется бок-о-бок жить на этой планете, у нас появится твердая решимость идти на диалог, искать компромиссные решения, стремиться к примирению. Это, опять же, связано с тем, что я обычно называю «нравственной этикой».

Милан, Италия, октябрь 2016 г. Фото: Тензин Чойджор

«Одна сторона победила ‒ другая проиграла». Этот принцип больше не действует. Единственным разумным подходом при столкновении интересов будет компромиссное решение ‒ 50 на 50. Полная победа и полное поражение теперь невозможны. А значит, нам необходима определенная нравственная этика. Но  придерживаться ее мы должны не по чьей-то указке, не в силу религиозной веры, а исходя из понимания важности этих принципов. Замечательный интеллект, присущий человеку, позволяет вычислить пользу в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Так что, на мой взгляд, нравственная этика должна не навязываться извне, но рождаться из понимания: «Такое поведение отвечает интересам всех людей, включая меня. А потому не нужно лгать, надо быть правдивым, уважать других, не обманывать их, не эксплуатировать, не запугивать, быть честным и искренним. Если вы будете честными и правдивыми, то сможете действовать открыто. И тогда другие будут вам доверять. А доверие станет основой для настоящей дружбы. У вас будет много друзей, и вы почувствуете себя счастливее. Это куда лучше, чем, имея деньги и власть, не пользоваться доверием своих соплеменников. Туго придется. Я всегда говорю богатым людям, которые носят дорогие бриллианты: если вам очень одиноко, попробуйте поцеловать свое бриллиантовое кольцо. Оно не ответит вам любовью. Лучше уж завести кошечку или собачку. Если вы проявите к ним любовь, они ответят вам тем же. И вы станете счастливее. Мы нуждаемся в любви, дружбе. В этом подлинный источник счастья. Поэтому неразумно вести себя, как будто вы начальник, а остальные ‒ ваши подчиненные. Если думаете: у меня есть власть, у меня есть деньги, и в них настоящий источник счастья, то это полнейшее неведение, ошибочный взгляд на вещи.

Милан, Италия, октябрь 2016 г. Фото: Тензин Чойджор

Посмотрите на человеческое общество. Мы ‒ животные, ведущие коллективный образ жизни. Наш приход на этот свет, наш рост и развитие невозможны без любви других людей. Такова наша базовая природа. Та любовь, которой наши матери окружают нас с малых лет, это чувство буквально впитывается в нашу кровь. Если тело развивается в атмосфере, пронизанной любовью, то оказывается здоровым, а сам человек ‒ более сострадательным. Тогда и кровяное давление у нас нормальное, и уровень стресса падает, и спим мы хорошо, и пищеварение в порядке. Так ведь? А если мы чрезмерно волнуемся, если мы постоянно в стрессе из-за конкуренции, подозрительности, недоверия, то нам будет очень тяжко. Как я говорил выше: если анализировать, должным образом использовать человеческий разум, то тогда автоматически станешь «разумным эгоистом». Так что нравственная этика ‒ это следствие понимания. Так я думаю!

Возьмем, к примеру, меня. Если я буду думать, что я «Далай-лама», буду притворяться святым, то стану узником своего ума, своих эмоций. Если же я буду считать себя обычным человеком, то мне будет легко вступить в контакт с другими людьми. В детстве я всегда водил дружбу с метельщиками, для меня они были такими же людьми, как и я. Они были людьми неглупыми: во время официальных церемоний я сидел на высоком троне, а они выказывали мне уважение, но когда мы играли, я частенько оказывался побежденным. Они считали меня своим близким другом. Вот в такой атмосфере я вырос. И это принесло мне неизмеримую пользу. Я никогда не чувствовал себя одиноким. Если же считать себя очень важным, если создавать дистанцию между собой и другими, то по своему неведению собственноручно обречешь себя на одиночество. Мой собственный опыт подсказывает: нужно думать о том, что на базовом уровне все мы одинаковы. Жизнь от этого проще, а мы сами ‒ счастливее. 

Милан, Италия, октябрь 2016 г. Фото: Тензин Чойджор

Итак я говорю о светской этике, основанной не на религиозной вере и не на установленных кем-то правилах, но на понимании того, что наилучшим образом отвечает нашим собственным интересам.

Новейшие научные открытия также ясно показывают нам, что постоянные гнев и страх буквально пожирают нашу иммунную систему. Спокойный ум очень полезен для поддержания здоровья иммунной системы. Ученые уже проводят соответствующие эксперименты. Группу испытуемых обучают техникам тренировки ума, учат их, как развивать сострадание. Сострадание влечет за собой душевный покой, внутреннюю силу, а это приводит в ум ровное состояние. Вот такое обучение они проходят, никто не говорит с ними о следующей жизни, о рае и тому подобных вещах, речь идет только о том, что способствует нашему здоровью. По прошествии трех недель такого экспериментального обучения… Да, до его начала у испытуемых замеряют кровяное давление, уровень стресса и так далее и по окончании эксперимента эти параметры проверяются снова. Кровяное давление падает, уровень стресса падает, человек становится намного счастливее, а общение с друзьями, коллегами приносит ему гораздо больше радости. Это данные научных открытий. К таким выводам приходят ученые.

Итак, у нас есть все основания полагать, что определенные эмоции, определенный образ мысли, чрезвычайно полезны для нас. Это понимание и служит основой этики, которую я называю «секулярной» ‒ этики без опоры на религиозную веру.

Должен оговориться: некоторые из моих друзей усматривают в понятии «секуляризм» враждебное отношение к религии. Однако в его индийской трактовке секуляризм подразумевает уважение ко всем вероисповеданиям, а также к взглядам неверующих и их правам. Вот так «секуляризм» понимают в Индии. Поэтому, когда я употребляю термин «секуляризм», то отнюдь не вкладываю в него враждебного отношения к религии. На самом деле секулярная этика лежит в основе всех крупных мировых религий. Это ясно!

Продолжение следует

http://dalailama.ru