Его Святейшество Далай-лама принял участие в работе симпозиума «Эмори-Тибет»

Его Святейшество Далай-лама принял участие во втором дне симпозиума «Эмори–Тибет». 

В конференц-зале монастыря Дрепунг-Лоселинга возобновился симпозиум «Эмори-Тибет». Третья сессия, тема которой «Сближение буддизма и науки», была посвящена физике. Докладчики пытались найти ответ на вопрос, что является фундаментальными образующими частицами вселенной и каково их происхождение. Начав с наглядной иллюстрации размера Земли, Луны и Солнца по отношению друг к другу, а также расстояний между ними.

Астроном Крис Импи продемонстрировал, что преподаватель может увлекательно рассказывать о сложных понятиях. Ученый заметил также, что если бы Млечный путь был размером с тарелку, видимая вселенная была бы размером с Индию. Объяснив, что вселенная и составляющие ее частицы возникли 13,8 миллиардов лет тому назад в результате Большого взрыва, Импи добавил, что все нынешние образующие вселенную частицы уже были представлены в тот момент. Только 5% вселенной составляет видимая материя – протоны, нейроны и электроны, еще 23% – это темная материя. Она ответственна за массу, которая удерживает галактики вместе.
Оставшиеся 72% составляет темная энергия, весьма загадочный для науки объект, хотя ученые предполагают, что, именно благодаря ей, происходит ускоряющееся расширение вселенной.

Досточтимый Тхабкхе в своем докладе рассмотрел факторы, послужившие причиной рождения вселенной с буддийской точки зрения. Он пояснил, что буддизм не принимает идеи о существовании бога-творца, и что из двух главных факторов появления вселенной, первый был материальным – это возникновение различных частиц, а второй — условным, как проявление коллективной кармы живых существ, инициировавшей процесс образования. Он рассказал о четырех стадиях жизни вселенной: возникновение, существование, разрушение и пустота.

Его Святейшество Далай-лама внес свою лепту в последующее экспертное обсуждение, пояснив роль кармы и тонкого ума и энергии в формировании вселенной. Он также посоветовал рассматривать так называемые элементы – землю, воду, огонь и воздух, которые в последнее время называют «источниками частиц», скорее в терминах твердого, жидкого, горячего и подвижного. Он также заметил, что существует не только движение в пространстве, но и движение во времени.

Крис Импи, симпозиум «Эмори-Тибет»

Скотт Гилберт, симпозиум «Эмори–Тибет»

Эйр Айзен – ученый-биолог открыл четвертую сессию, прошедшую под знаком биологии. Он представил собравшимся биолога Скотта Гилберта, которого назвал великим ученым, по чьим учебникам он учился сам, будучи студентом, а потом учил других, став преподавателем. Показав иллюстрации зародыша птенца и человеческой зиготы, Гилберт описал зависимое возникновение в процессе оплодотворения, формирования и интегрирования. Он объяснил, как две группы клеток встречаются, и каждая обретает способность к жизнедеятельности только благодаря взаимодействию с другой. Очевидный пример тому развитие глаза, когда хрусталик и сетчатка содействуют формированию друг друга.

Геше Нгаванг Норбу, рассказывая о буддийских воззрениях на происхождение жизни на Земле, задался вопросом, что такое жизнь, как появился человек на Земле и каковы стадии эмбрионального развития. Он описал несколько признаков, которые характеризуют жизнь, среди них способность к репродукции, способность отвечать на стимулы, способность усваивать питательные вещества и выделять отходы, и так далее.

В ходе последующего обсуждения, в котором принял участие и Его Святейшество, Скотт Гилберт заметил, что жизнь в большинстве случаев характеризуется совместным существованием. Принято считать, будто

эволюцию движет вперед борьба за выживание, но, по его мнению, жизнь распространилась по миру не благодаря конкуренции, а благодаря сотрудничеству.

По материалу сайта: http://dalailama.ru,

Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)