Его Святейшество Далай-лама посетил монастыри Деянг и Рато

Мундгод, штат Карнатака. Фото: Тензин Чойджор

17 декабря в штате Карнатака Индия Его Святейшество Далай-лама посетил монастырь Дрепунг Деянг. В новом храме Его Святейшество поклонился многочисленным священным статуям, ненадолго зашел в святилище защитника, после чего занял свое место на троне. Кутен (медиум) Нечунга Тхуптен Нгодуб в присутствии Гандена Трисура, Ризонга Ринпоче, Линга Ринпоче, Кунделинга Ринпоче и Деянга Ринпоче совершил подношение мандалы и трех символических изображений просветленных тела, речи и ума.

Кутен Нечунга, медиум, через которого вещает государственный оракул, был главным вдохновителем восстановления монастыря. Около 15 лет назад он начал видеть очень живые и яркие, повторяющиеся сны о постройке монастыря, который он однако никак не мог узнать. Сны его весьма озадачивали, ведь монастырь Нечунг к тому времени уже был построен. На одной из церемоний, после того как нечунг вышел из транса, Его Святейшество спросил о его снах, и тот рассказал о монастыре. Его Святейшество заметил, что это очень любопытно. И, только когда Нечунг поведал о своих снах старшим монахам монастыря Нечунг, один из них предположил, что речь идет о монастыре Деянг.

Когда кутен Нечунга рассказал Его Святейшеству, что в его снах, судя по всему, речь идет о восстановлении монастыря Дрепунг Деянг, Далай-лама очень обрадовался, ведь в этом монастыре было принято изучать труды Пятого Далай-ламы. Кроме того, со времен Пятого Далай-ламы все юные Далай-ламы, включая Его Святейшество, первым делом поступали в монастырь Деянг, где и начинали свое обучение.

После молитвы Джамьянгу Чодже, основателю монастыря Дрепунг, восхваления Пятому Далай-ламе и восхваление Падмасамбхаве из семи строк, Его Святейшество сказал: — Я уже приезжал сюда однажды, когда монастырь еще только строился, а сегодня строительство завершено. По пути я думал, сколько же монахов живет в вашем монастыре, ведь это был один из монастырей-университетов, в котором учились мои помощники по монастырским диспутам. Вследствие этого, когда я изучал сутры совершенной мудрости и философию Срединного пути, я читал сочинения Пятого Далай-ламы.

Я призываю монастыри, такие как Намгьял и Гьюдмед, где в прошлом делался большой упор на проведении ритуалов и церемоний, дать своим монахам возможность учиться. И здесь, в Деянге тоже, кроме церемоний, связанных с практиками Нечунга, царя-защитника пяти эманаций, с которыми монахи уже знакомы, я призываю также усердно учиться по программе, предложенной Пятым Далай-ламой, а также изучать записи Третьего Далай-ламы о наставлениях с прямым смыслом и нуждающихся в толковании – комментарий на сочинение Цонкапы “Сущность хорошо изложенных разъяснений” и труд Гендуна Друпа по логике и теории познания. Как я уже говорил, опираясь на основу Двух истин, следуя двумя путями – метода и мудрости, мы обретем два тела – формы и истины.

Его Святейшество Далай-лама и настоятель монастыря Рато. Фото: Тензин Чойджор

После встрече в монастыре Деянг Его Святейшество посетил монастыря Рато Драцанг. В своей краткой речи настоятель монастыря от лица всех монахов поблагодарил Далай-ламу за покровительство, напомнив, что Рато Драцанг – тибетский правительственный монастырь. В Тибете он играл очень важную роль, под эгидой Рато ученые-философы из трех главных монастырей проводили монастырские диспуты по логике во время ежегодных зимних дебатов, джанг-кун-чо.

— Новый устав, который настоятель попросил меня представить сегодня, очень важный документ, – произнес Его Святейшество в ответ, – не менее важно и открытие двора для проведения философских диспутов. Традиция Наланды, бережно сохраненная в Тибете, показывает путь к пробуждению с опорой на обоснование и логику, а не просто на слепую веру. В буддийских странах палийского канона, где добросовестно соблюдают правила винаи, а также в Китае, буддисты которого следуют санскритскому канону, не отводится серьезной роли строгому обучению. Мы, тибетцы, изучаем философские трактаты, применяем собранные в них наставления и преобразуем свои умы.

Все религиозные традиции проповедуют взращивание терпения, терпимости, умения довольствоваться малым, однако только Будда призывал своих последователей тщательно исследовать его слова, а не принимать их из веры и уважения к нему. Тем не менее, в палийском каноне и во многих школах китайского буддизма, принято считать писания истиной в последней инстанции. Чандракирти, один из великих учителей Наланды, критиковал такой подход. В сегодняшнем мире, поскольку материальное развитие само по себе не может принести истинного счастья, все больше людей начинают питать живой интерес к устройству ума и эмоций с научной точки зрения. Знания традиции Наланды в области психологии могут принести огромную пользу человечеству. В свете этого, с учетом его образования и опыта настоятеля Рато я возложил на него дополнительное обязательство: исследовать до какой степени эти знания можно изучать с академической точки зрения.

Нам не сберечь сокровищ нашей буддийской традиции с помощью одной только слепой веры, мы должны тщательно и целенаправленно их изучать. В ответе за сохранение этих знаний для будущих поколений будут те, кто сегодня все еще молод.

За речью Его Святейшества последовали короткие, но искусно проведенные философские диспуты на самые разные темы – от логики до воззрений школы Срединного пути и правил монашеской дисциплины.

Прозвучали слова благодарности Далай-ламе за представление нового устава монастыря и открытие монастырского двора для диспутов, а всем настоятелям, бывшим настоятелям и другим гостям за то, что приехали на праздник.

По материалу сайта: http://dalailama.ru