Его Святейшество Далай-лама: О медитаци

Каждую среду в 18.00, в субботу и воскресенье в 15.00. дост. геше-лхарамба Тенпа Пакчо в тибетском культурном центре «Потала»,  расположенном в 7 микрорайоне ТЦ «Белый лотос», рассказывает в своей публичной лекции о Шаматхе по текстам известных учителей буддийской философии. Приглашаем желающих на лекции и публикуем для вас высказывания Его Святейшества Далай-ламы о медитации.

Его Святейшество Далай-лама о медитации

Его Святейшество Далай-лама

Время от времени необходимо отдыхать, если вы долго и упорно работали. Недопустимо доходить до отвращения от работы на благо всех живых существ.

Смотрите, что бы неблагоприятные условия на вас не повлияли слишком пагубно.

Уклоняйся от нападения клеш, решительно их атакуй. Если выронишь меч памятования, то тут же его подбери.

Вы должны быть пластичны на уровне ума и тела.

Совершенство сосредоточения

3 вида сосредоточения:

Сосредоточение, которое сохраняет ум и тело в блаженстве.

Сосредоточение, приводящее к развитию высших качеств. Например, ясновидения.

Сосредоточение: переживание или состояние единства первых двух. В котором исходит свет разного цвета, который очищает Вселенную, то есть весь мир и живых существ.

Шаматха – это ум, однонаправленно сосредоточен на одном объекте

Медитативная концентрация наиболее важна. И на мирском уровне и на духовном.

Медитация может быть безобъектная и объектная.

Если ум отвлекается, то такой человек оказывается в клыках омрачающих эмоций.

Представим себе, что наш ум отвлечен, то ему легко попасться клешам.

Нужно снизить уровень активности, занятости, найти уединенное место , тихое и спокойное. Там где нет лая и т.д. У практика должно быть меньше целей, занятий.

Если можете практиковать в горах, то тогда у ума будет способность к проникновению.

Есть предписания практиковать на заходе и восходе в горах.

Меньше материальных мыслей, концептуальных. Если ум одержим материальным благополучием, то медитация не получится.

Во время медитации вы должны быть свободны от притупленности и возбужденности ума.

Нужно обладать прочными знаниями этих вещей. Если вы не знаете, какие противоядия нужно применять, какие есть изъяны, то тогда вы не заметите на какой крючок попадетесь.

Если у вас нет радом учителя, который может контролировать ваш каждый шаг, то вам нужны знания.

Меньше мирских видов занятий. Сперва устремись к шаматхе, отвергнув радости жизни. Если вы хотите отсечь привязанность к мирским занятиям и целям, то думай о том, что Вы – не вечны и объект привязанности не вечен. Это понизит привязанность.

Чем больше вы обращаетесь к мирским удовольствиям, тем больше неконтролируемых желаний у вас появляется.

Прежде чем заниматься медитацией, нужно отсечь воспоминания о прошлом.

Отсечь строительство планов на будущее. Далее вы доходите до медитации на ясный свет.

Пережив светоносную природу ума, вы способны познать, что ум пустотен.

Если на умении познавать и на светоностности ума будете оставаться, то это полезно.

Когда сохраняете сосредоточение на объекте, то нужны качества ума:

Стабильность – это сохранение концентрации на объекте. Этому может мешаться привязанность.

Бдительность – это живое свежее переживание объекта. Ясность.

Ум туп, ленив – это притупленность.

Нужно преодолеть ментальную притупленность. Стабильности противодействует ментальная возбужденность. Когда ум под воздействием ментальной притупленности, наш ум устает от объекта, тогда его нужно сделать более активным. Когда он чрезмерно активен, то нужно его успокоить, т.е выровнять состояние.

Разожгите чувство радости для активного состоянии. Это можно получить, размышляя о качествах Будды. Когда он слишком активен, то нужна медитация на непостоянство и природу страданий.

Нам нужно применять соответствующие противоядия, чтобы справиться.

Если ум уходит на другой объект, то возвращаем его на объект.

Различают 2 аспекта:

То – что требует усилий

То, что не требует усилий

В Тибете лучше всего шаматху объединяли с практикой божеств и капель, каналов.

Аналитическая медитация позволит научиться быстро испытывать радость. Например, медитация на природу Будды.

Сознание-совокупность моментов осознования. Это как четки.
Я – независимо от тела и ума . Так считают низшие школы, но это, всего лишь, ярлык для обозначения. Представление о «Я» как реально, независимо существующим является ошибочным.

http://www.fillosoff.ru