Его Святейшество Далай-лама даровал учение в Цюрихе

Швейцария, Цюрих, октябрь 2016 г.

Швейцария, Цюрих, октябрь 2016 г.

 — Я решил провести учения по первой главе сочинения Нагарджуны “Драгоценная гирлянда”, в ней разъясняется, как обрести благоприятное перерождение. Затем мне хотелось бы прочесть второй том “Ступеней созерцания”, произведения, написанного в Тибете учеником Шантаракшиты Камалашилой. В построенном по указанию Шантаракшиты монастыре Самье, где изучали нравственность, тантру, медитацию и перевод, были и китайские монахи. Некоторые из этих китайских монахов утверждали, будто нет никакой нужды изучать Дхарму, полагая, что постижение можно обрести, опираясь лишь на бездумную медитацию.

Камалашила, приглашенный по совету Шантаракшиты, вызвал этих монахов на диспут и одержал верх над ними. Тибетский император Трисонг Децен попросил Камалашилу сочинить произведение в помощь тибетцам, и тот написал три тома “Ступеней созерцания”, которым я придаю особое значение. Позже, после начала политической фрагментации Тибета, потомки тибетских царей точно так же попросили Атишу написать сочинение, предназначенное именно тибетцам, и он подарил им “Светоч на пути к пробуждению”.

В заключение я прочту “37 практик бодхисаттвы”, написанные Гьялсэ Тогме Сангпо, современником Бутона Ринчена Друба, которого почитали истинным бодхисаттвой. Я не смогу прочесть все эти произведения от начала до конца, я буду читать лишь отрывки. У каждого из вас есть эти книги, читайте их дома в каждую свободную минуту. Я получил передачу по “Драгоценной гирлянде” от Серкхонга Ценшаба Ринпоче, а по “37 практикам бодхисаттвы” от Кхуну Ламы Тензина Гьялцена.

После обеда Его Святейшество возобновил учение. Он напомнил, что Будда после обретения пробуждения рассуждал так: «Я обрел глубочайшее понимание, но если я начну учить других, не найдется никого, кто бы меня понял».

— Он хранил молчание на протяжении 49 дней, а затем разыскал своих бывших товарищей по аскетическим практикам и даровал им учение о Четырех благородных истинах: страдании (результате) и его происхождении (причине); затем он разъяснил прекращение и его причину – путь. Четыре благородные истины более подробно раскрываются с помощью их 16 характеристик.

Во время второго поворота колеса Дхармы Будда даровал учения о пустоте, а во время третьего разъяснил ясную и светоносную природу ума.

Его Святейшество даровал передачу короткой молитвы, которую он написал по просьбе Дилго Кхьенце Ринпоче:

 Путь единства пустоты и сострадания
Ясно изложен защитником Дхармы и живых существ Страны снегов.
О держащий лотос Тензин Гьяцо, к тебе обращаемся:
Да исполнятся беспрепятственно все твои пожелания.

Его Святейшество Далай-лама заметил, что тибетцев и швейцарцев связывают крепкие дружеские узы, ведь Швейцария стала второй страной после Индии, принявшей тибетских беженцев. Он также с благодарностью вспомнил, какую огромную помощь тибетцам оказал швейцарский «Красный крест». На прощание, напутствуя собравшихся, Его Святейшество посоветовал им становиться буддистами 21-го столетия: не полагаться лишь на слепую веру, а развивать понимание всей глубины учения Будды.

Цюрих, Швейцария.14.10.2016,

фото Мануэль Бауэр

По материалам сайта http://dalailama.ru