Дом-музей тибетской культуры «Потала» в Элисте открыт для всех

дом-музей "Потала"В бешеном ритме жизни некоторым из нас не хватает некоего духовного пристанища, места, в котором забываешь о времени, заботах, делах… Погружаясь в ауру безмятежного спокойствия, человек в этом месте черпает энергию, он словно насыщается силой чего-то чистого, тонкого, прекрасного. Это нечто вроде очищения, испытав его, ты снова захочешь вернуться сюда.

Примерно такие чувства испытала я, когда побывала в тибетском доме-музее «Потала», который этой весной открыл двери для всех желающих. Его основатель – буддийский монах, профессор, досточтимый геше Лобсанг Гьяцо. Верующие республики знают его как педагога йоги, которую он преподавал буддистам на протяжении девяти лет в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Геше Лобсанг родом из Тибета. Учился в монастыре сначала у себя на родине, а когда стал монахом в 17 лет, переехал в Индию, где поступил в монастырь Дрепунг Гоманг и 12 лет изучал философию. В 2001 году в Дхарамсале он стал преподавать буддизм, грамматику тибетского языка, тибетскую историю. Преподавал пять лет, за это время написал две книги по тибетской истории и традиционному тибетскому искусству. Вскоре по приглашению Тэло Тулку Ринпоче геше Лобсанг переехал в Элисту для обучения калмыцких послушников.

Тибетская культура, по словам учителя, очень тесно связана с калмыцкой и культурой других монголоязычных народов. Желание мастера приобщить калмыцких верующих к тибетской культуре и подвигло его создать в Элисте дом-музей «Потала». Он находится в пятом микрорайоне Элисты, в доме №7а, рядом с остановкой «Привокзальная». С виду это двухэтажное здание, в котором открыты и магазин и аптека. О том, что здесь и культурный центр, свидетельствуют флажки, развевающиеся под крышей. Внутри это помещение околдовывает тебя невероятным спокойствием. Стены самой большой комнаты, где ведет прием лама и где проходят занятия йогой и медитацией, украшены тибетской тханкописью. Даже скамейка для посетителей, коврики – все легло в это пространство совершенно естественно, и у посетителей возникает ощущение, что все должно быть именно так, а не иначе. Слева от мастера на подушке отдыхает кошка.

дост. геше Лобсанг ГьяцоСам мастер заслуживает не просто отдельного разговора, это настоящий кладезь мудрости, духовности и культуры. От него так и веет добротой, радушием, теплом. Он распространяет вокруг себя неописуемые божественные флюиды. Своей мудростью геше-ла готов делиться с любым, кто этого пожелает. Геше Лобсанг читает лекции не только по буддизму, но и вообще по общечеловеческим ценностям, дает советы и наставления,  составляет астрологический прогноз, обучает йоге и медитации.

Йогой заниматься просто необходимо, считает учитель. Мы все очень много работаем, питаемся, чуть ли не на бегу, едим не самую здоровую пищу. Мы разучились слышать свой организм. Возникает боль, мы глушим ее лекарством, не выясняя причины. А йога дает человеку понять себя изнутри. Мастер убежден, что болезнь не приходит случайно, это результат мыслей человека, и в его власти помочь самому себе. Это и дает йога.

Мастер знакомит мирян с дыхательной йогой. Она, по его словам, улучшает функционирование всех внутренних органов, эмоциональное состояние. У систематически выполняющего йогические упражнения исчезает нервозность, улучшается цвет лица, омолаживается кожа, сбрасывается вес, нормализуются функции желудка, почек, печени, яичников. Кроме того, данный вид йоги полезен при диабете, метеоризме, задержке мочеиспускания. Определенного графика занятий пока нет, говорит геше-ла, он составляется в эти дни, но пока один раз в неделю – в субботу в 17.00 – можно приходить.

Еще один способ гармонизации духовного и физического состояния геше Лобсанг считает медитацию. Во время медитации мы успокаиваемся, стабилизируем внутреннее состояние души, расслабляемся. Если бы каждое утро в течение 5-10 минут с размышлениями о радости пробуждения и с желанием принести пользу для живых существ мы настраивались на медитацию, то день для нас был бы прекрасным.

— Медитирование – это внутреннее равновесие, — уверен буддийский ученый. — Что бы мы ни делали, медитируя, мы способствуем тому, что сознание остается спокойным, стабильным, сконцентрированным. Например, если человек психически болен, его кладут в клинику, лечат многими лекарственными препаратами, а в процессе медитации мы можем исцелить больного только с помощью общения, душевного разговора.

На вопрос, выполняет ли сам мастер ежедневно медитацию и йогу, мастер говорит, что йогой занимается не каждый день, а медитацию проводит ежедневно.

Что касается астрологии, геше Лобсанг проводит соответствующие обряды, открывает дорогу, определяет благоприятность — неблагоприятность замужества и т.п.

в доме-музее "Потала"Пообщавшись с мастером, невольно ощущаешь, что отсюда не хочется уходить. Большая зала, в которой, собственно, и содержатся музейные экспонаты, также выдержана в едином ансамбле с другими комнатами. На фоне стен персикового цвета сразу приковывает взгляд красочная мандала Мира. Ее размеры небольшие: метр на метр, но притягательность ее от этого не становится меньше. Мандала разноцветная, и состоит из девяти кругов. Центральный, первый круг, несет в себе посыл мира: белый голубь, взмывая крыльями тому доказательство. Следующий круг – это четыре стихии и четыре времени года. За ним держатся за руки люди разных рас в знак мира на земле. Каждый круг несет в себе добрый посыл. Здесь можно увидеть символы всех мировых конфессий.

Мандала выполнена в соответствии со всеми буддийскими канонами, и, тем не менее, она уникальна. Ее идейным вдохновителем и творцом стал тибетский художник, друг геше-ла, Лобсанг Сангджуб. Ремеслу он обучался тоже в монастыре Дрепунг Гоманг и вот уже на протяжении пяти лет строит мандалы. Мандала Мира – результат его собственного творчества.

Повсюду висят фотографии горного Тибета, старинных тибетских монастырей. Великолепна природа этой страны! Таково было желание мастера – показать, насколько прекрасна его родина и, чтобы гости, вдохновившись этим, захотели посетить эту страну.

Последняя комната – кабинет по изучению тибетского языка.

— Я был изначально приглашен в Калмыкию для преподавания языка, Дхармы. Изучение тибетского языка дает возможность глубже изучать буддизм, ведь это единственный язык, на котором написаны все буддийские тексты, — говорит геше.

Предупреждая мой вопрос, мастер сообщил, что обучаться всему здесь можно бесплатно. В любом другом регионе все подобные курсы проводятся за плату, но здесь, в степной республике, – мы все буддисты, носители одной культуры и должны друг другу помогать, считает учитель.

Виктория УБУШИЕВА, «Элистинская панорама»

Кабинет Курса тибетского языкав Доме-музее "Потала"