Далай-лама посетил колледж им. Елеазара Джолдана и мечеть Имамбарга

В колледже им. Елеазара Джолдана

Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 2 августа 2018 года.

Его Святейшество Далай-лама был приглашен в государственный мемориальный колледж им. Елеазара Джолдана в Ле. С поклоном в сторону преподавателей Его Святейшество поприветствовал своих уважаемых старших братьев и сестер, и, улыбнувшись студентам, назвал их своими дорогими юными братьями и сестрами.

— Самое главное для нас помнить, что все семь миллиардов жителей Земли – одинаковые люди. У нас похожие тела, мысли и чувства. Я подчеркиваю это, поскольку мы склонны делать чрезмерный упор на второстепенных различиях между нами, таких как национальность, вера, раса и тому подобное. Сегодня, в 21-м веке, следует делать все возможное, чтобы мир стал более счастливым и мирным. Многие современные проблемы созданы нашими собственными руками и коренятся в нашей привычке делить людей на своих и чужих.

Люди наделены замечательным мозгом и интеллектуальными способностями, позволяющими нам строить планы на будущее. У нас есть язык, благодаря которому мы общаемся и получаем образование. В прошлом образование было прерогативой религиозных учреждений. В Древней Индии благодаря практикам однонаправленного сосредоточения (шаматхи) и прозрения в суть вещей (випашьяны) появилось глубокое понимание устройства сознания и методов обуздания эмоций.

Сегодня точно так же, как мы соблюдаем правила физической гигиены для поддержания здоровья тела, нам нужна гигиена эмоций, наставления, которые научат нас усмирять разрушительные эмоции – тогда и наше сознание будет здоровым. Если мы спросим, адекватно ли современное образование, делает ли оно счастливее людей, семьи и общество, то едва ли сможем дать положительный ответ. Нам нужен более целостный подход, гармонично сочетающий современное образование, направленное на достижение материальных целей, и серьезное обучение внутренним ценностям.

В колледже им. Елеазара Джолдана

Поскольку нам крайне важно тренировать свое сознание, я взял на себя обязательство способствовать возрождению древних индийских знаний. Но изучать их нужно не как религиозные материи, а со светской, академической точки зрения. Ладакцы могут внести свою лепту в это начинание, но не из привязанности к нашим древним традициям, а потому что весь мир нуждается в подобном образовании. А сейчас я готов ответить на ваши вопросы и выслушать комментарии.

Молодая женщина спросила Его Святейшество, как не терять сострадания к человеку, который вас злит. Далай-лама посоветовал поразмышлять, есть ли хоть малейшая польза от гнева. Гнев часть нашего сознания и на определенном этапе эволюции мог служить защитной функцией, необходимой для выживания. Однако когда мы гневаемся, наша способность принимать решения сильно замутнена.

Более того, гневаясь, мы совершаем поступки и произносим слова, о которых позже сожалеем. По мнению ученых, постоянный гнев, страх и ненависть расшатывают нашу иммунную систему, тогда как сострадательный и мирный настрой ума благотворно сказывается на здоровье. Гнев – это импульсивная реакция, а сострадание и любящая доброта опираются на прочный фундамент логического обоснования. Они дарят нам уверенность, внутреннюю силу и решимость.

На вопрос об умении довольствоваться малым, Его Святейшество заметил, что материальное развитие необходимо, однако оно должно быть уравновешено покоем ума.

— Нужно задуматься, что такое счастье, – продолжил Его Святейшество. – Счастье, как и сострадание, тесно связано с сознанием. Таким образом, более целостное образование должно сосредотачиваться на наших мыслях и эмоциях, а не на удовольствиях, доставляемых органами чувств. Чтобы понять, как стать счастливыми, полезно научиться лучше понимать роль ума и ментального сознания. Мы также можем поразмышлять, как гнев, страх и подозрительность разрушают покой ума, и как спокойное сознание дарит нам силы вести себя честно и правдиво. Мы общественные животные и нам нужны друзья. Дружба рождается из доверия, а доверие – из искренней заботы о нуждах других.

В мечети Имамбарга

Из колледжа им. Елеазара Джолдана Его Святейшество поехал обратно в Чогламсар, где его машина свернула направо и пересекла мост через Инд, направляясь к деревне Чушот Йокма с расположенной в ней мечетью Имамбарга, где его ждали к обеду. Его Святейшество вместе со своими гостеприимными хозяевами коротко помолился в мечети, после чего все заняли свои места.

«Мы бесконечно благодарны вам, Ваше Святейшество, за то, что вы приняли наше приглашение на обед здесь в мечети Имамбарга, расположенной совсем рядом с Шевацель Пходранг, где вы остановились, – произнес представитель местной общины. – Мы сердечно приветствуем вас от лица всех мусульман Ладака. Для нас огромная честь видеть вас здесь и внимать вашим мудрым наставлениям. Вы часто говорите о мире, любви и сострадании – общем послании всех религиозных традиций. Мы ценим ваши слова на вес золота. Мы в свою очередь надеемся на проведение конференции мусульман в Дели грядущей зимой. Мы молимся о вашем долголетии».

«Дорогие братья и сестры, – ответил Его Святейшество, – нравится нам это или нет, мы, люди, вынуждены жить друг с другом бок о бок на этой планете. В Ладаке мусульмане волей-неволей должны сосуществовать рядом со своими буддийскими братьями и сестрами. Большинство проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся, возникают из-за того, что мы ставим во главу угла узконациональные интересы, религиозную принадлежность и тому подобное.

Мусульмане сунниты и шииты молятся одному Аллаху, но при этом ссорятся друг с другом. Буддисты поклоняются одному и тому же Будде, и все же возникают конфликты между последователями различных школ. Я большой поклонник духа Европейского Союза, страны-участницы которого поставили общие интересы превыше национальных. Я не понимаю желания Великобритании его покинуть. Пришло время выдвигать на первый план заботу об общем благе. Тибет был независимым государством, но сегодня мы и Китай можем друг другу помочь.

Что касается дел духовных, в Индии процветает межрелигиозная гармония. Как буддист, я стараюсь повсюду способствовать ее укреплению. Я думаю, индийские мусульмане в ответе за своих братьев и сестер в арабских странах и Афганистане. Они могли бы способствовать примирению, особенно между суннитами и шиитами. Пришла пора для индийских религиозных лидеров действовать сообща, делясь своим опытом гармоничного и уважительного сосуществования с другими религиозными традициями.

С нетерпением жду новостей о конференции мусульманских лидеров этой зимой. Надеюсь, туда приедут и представители из других стран. Ну а сейчас самое время приступить к нашему совместному обеду».

После обеда гостеприимные хозяева проводили Его Святейшество до дверей машины, которая увезла его обратно в Шевацель Пходранг.

Перевод: Ольга Селезнева

Фото Тензин Чойджор

http://dalailama.ru