Буддизм

Буддизм традиционно разделяется на учения малой колесницы (ныне школа тхеравада), где практики стремятся к просветлению для себя; великой колесницы (махаяна, в том числе дзэн, чань и др.) и алмазной колесницы (ваджраяна, тантра, мантраяна), где практики стремятся к достижению просветления для других. Именно последнюю колесницу называют чаще всего тибетским буддизмом, в силу исторических и культурных предпосылок. Духовный лидер тибетского народа Его Святейшество Далай-лама 14 Тензин Гьяцо всегда подчеркивает, что адепты ваджраяны являются также и последователями махаяны.

В основе Учения Будды лежат Четыре благородных истины; причинно-следственная взаимосвязь всех явлений (учение о карме) и отсутствие самобытия у явлений (учение о пустоте).

Будда Шакьямуни жил и учил в VI веке до н. э. Первые тибетцы-буддисты появились в конце IV века н. э., а широкое распространение буддизма в Тибете началось в VII веке. В то время страной правил Сонгцен Гампо (627—649), женившийся на китайской и непальской принцессах. Они привезли с собой тексты и изображения Будды, хранящиеся сегодня как святыни. При царе Сонгцене была создана тибетская письменность, и начался перевод классических индийских текстов.

В VIII веке царь Трисонг Децен (755-797) сделал буддизм официальной религией государства. В Тибет были приглашены индийские учителя Шантаракшита и Падмасамбхава. В это время был основал первый монастырь Тибета — Самье («Неизмеримый»), а также появилась первая школа тибетского буддизма — нингма, позже названная также традицией старых переводов.

Новые переводы («сарма») появились в Х века, когда из Индии стали приглашать новых учителей. В 1042 году по желанию царя Ринчена Зангпо (958-1055) в Тибет прибыл Атиша, автор 79 сочинений буддийского канона Тенгьюр (в том числе «Светоч на пути к Пробуждению» — Бодхипатхапрадипа). Его ученик Дромтонпа основал школу кадам, из которой впоследствии развились также нынешние школы сакья (основана в 1073 году Контаном Кончок Гьялпо), кагью (основана Гампопой в 1121 году) и джонанг (основана в 1294 году Кунпангом Чодже Цондру). В 1407 году Дже Цонкапа трансформировал традицию кадам в гелуг.

В XIX веке в Кхаме возникло движение римэ — являясь несектарным, то есть объединяющим воедино все традиции тибетского буддизма, оно поддерживается многими учителями школ, включая Их Святейшеств Далай-ламу 14го и Сакья Тридзина 41го.

Самым крупным собранием буддийской канонической литературы является тибетские Кангьюр (подлинные слова Будды) и Тенгьюр (комментарии на них). Это наиболее полное изложение индийской буддийской традиции, пришедшей в упадок в XII-XIII веков с мусульманским вторжением в Индию. Большинство утраченных санскритских подлинников сохранилось только в тибетских переводах. Двумя философскими школами махаяны являются йогачара (читтаматра, школа «только ума») и мадхьямака (подразделяется на сватантрику и прасангику).