Буддийское искусство

 Будда Авалокитешвара

Будда Авалокитешвара

На протяжении 12 столетий буддийское учение оказывало непосредственное влияние на все аспекты культурной жизни Тибета. Это относится к тибетскому искусству, живописи и скульптуре, функция которых заключается в выражении и представлении религиозных тем. Почти всё в тибетском искусстве имеет религиозное значение. В каждом солидном тибетском доме имеется святилище с алтарем и почитаемыми объектами религиозного поклонения, которым ежедневно делаются подношения. Эти религиозные символы являются источником счастья, мира и положительной энергии для всех тех, кто почитает буддийское учение (Дхарму).

Для буддистов объект поклонения это не образ создателя мира и источник счастья на земле. Напротив, они используют внешние объекты, такие как религиозные артефакты, как поддержку или вдохновение для своей духовной практики. В соответствии с буддистским воззрением самым главным в жизни является ум. Если в уме преобладают правильные тенденции и правильное восприятие объектов, которые используются в качестве поддержки для религиозной практики, т.е. если мы воспринимаем их как Будд, то это будет способствовать развитию у нас преданности и других добродетелей. Таким способом практикующий приобретет заслугу и духовную силу.

Почти всё тибетское искусство восходит корнями к буддийскому учению. Оно является поддержкой практики Дхармы и инструментом распространения Дхармы. Буддийское искусство, а в особенности тантрическое искусство, дает нам возможность посмотреть на визуальное воплощение буддизма как такового, на то, как визуально представлен Будда и его поучения.
В истории тибетского искусства существует два периода. Первый период начинается в седьмом веке, а второй в одиннадцатом веке.

Джово Ринпоче, Тибет

Джово Ринпоче, Тибет

С приходом буддизма в Тибет из Индии в седьмом веке исконное тибетское искусство традиции Бон было утеряно. Основным источником тибетского искусства с тех пор стало иконографическое искусство Индии с сильным влиянием Китая и Персии.

В седьмом веке король Сонгцен Гампо (617-698) женился на принцессе Трицун, дочери непальского короля Амшувармана, и на принцессе Вен Ченг Кун Чу, дочери китайского императора Танг Тай Цунга. Обе принцессы были буддистками и принесли с собой в Тибет много бесценных религиозных объектов. Самое известное и одно из самых ранних изображений Будды (Джово), было принесено в Тибет китайской принцессой. Многие ценнейшие буддийские изображения, выполненные разными искусными мастерами, появились в Тибете из Непала и Китая. В седьмом веке был построен храм Джокханг в Лхасе и другие 108 храмов Тхадул и Янгдул, в которых содержались важные религиозные объекты. Самым известным сооружением был построенный в конце восьмого века королем Трисонгом Деценем (790-858) известный монастырь Самье, богатый буддийской иконографией. Вплоть до начала девятого века короли династии Ярлунг построили множество религиозных памятников.

Джово Микье Дордже, Тибет

Джово Микье Дордже, Тибет

На ранних этапах развития искусства многие художники не были тибетцами. Но они выбирали моделей для того, чтобы рисовать буддийских учителей, а также мужские и женские божества, среди красивых тибетских мужчин и женщин. Также, согласно историческим текстам, многие прекрасные буддийские изображения спонтанно возникали из земли и из скал, и художники использовали эти чудесные образы в качестве моделей для создания буддийского изобразительного искусства. Так постепенно появился новый вид архитектуры и изобразительного искусства Тибета. В любом случае, влияние непальского, индийского, китайского и персидского искусства было очень значительным. К примеру, говорится, что при построении монастыря Самье все три этажа основного храма были созданы под влиянием искусства и дизайна трех различных стран: первый этаж в тибетском стиле, второй в китайском, а третий в индийском.

С одиннадцатого века, с появлением различных художественных школ, начался второй период развития тибетского искусства. Существовало много школ или традиций, но можно выделить шесть основных, которые преобладали в тот или иной период.

Миларепа, тханка 18-19 вв.

Миларепа, тханка 18-19 вв.

Первая школа Кадам. В одиннадцатом веке короли западного Тибета покровительствовали буддийскому искусству тибетской традиции. По географической причине эта ранняя школа находилась под сильным влиянием искусства Кашмира, на которое в свою очередь, оказало влияние восточное индийское искусство, развившееся при правлении индийских королей Гупта (четвертый – седьмой века) и королей Пала (восьмой-двенадцатый века). Этот стиль искусства присутствовал в Спити, Гуге, Пуранге и Тсапаранге.

Вторая школа – Палри или Непальская школа, которая развивалась в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Искусство Пала восточной Индии оказало влияние на Непальскую традицию. Примеры искусства этой школы можно найти по всему Тибету, особенно в монастыре Ташилунпо и в других монастырях восточного Тибета. Вплоть до пятнадцатого века Непальская школа была самой распространенной в тибетской живописи.

Третья школа Менри. В начале пятнадцатого века Менла Тхондуп, известный художник из южного Тибета, основал традицию Менри, которая вобрала в себя китайский стиль монгольского периода. Существует также вторая традиция Менри, известная как Новая Менри. В семнадцатом веке Чойинг Гьяцо, последователь школы Менри, основал свою собственную школу. Он расписывал стены храма Чокханг Шар и ступу с телом первого Панчен Ламы (1570–1662) в Ташилунпо.

Четвертая школа Кхьенри. В шестнадцатом веке Кхьенце Ченмо из Гонгкар Гангто основал новую традицию искусства. Позже эта школа слилась с традицией Новая Менри.

Пятая школа Карма Гардри. В шестнадцатом веке Намкха Траши основал свою школу, объединив традиции Менри, индийскую и китайскую.

Шестая школа Допал. В семнадцатом веке во время правления Пятого Далай Ламы (1617–1682), художники Епа Кугпа и Тулку Пагтро основали свою традицию. Школа искусств Допал, расположенная у подножия замка Потала в Лхасе, следует этой традиции.

http://www.tibethouse.ru
фото http://shakya.ru