9 февраля тибетцы встретят Лосар — новый год

Праздничный алтарь в Лосар

Праздничный алтарь в Лосар

Из всех многочисленных праздников, отмечаемых в Тибете, самым важным, любимым и долгожданным является Новый год. Тибетцы называют его Лосар («Ло» означает год, а «Сар» — новый) и, как правило, отмечают на протяжении трех дней.

Начало празднования Гьялпо-Лосара связано с приходом в Тибет буддизма, однако несомненно, что он состоит в родстве и с добуддистскими праздниками. Древние тибетцы, к примеру, отмечали Сонам-Лосар — земледельческий новый год, совпадавший с зимним равноденствием. Считается, что этот праздник появился, когда старуха по имени Белма ввела отсчет времени по фазам луны. Когда в Тибете установились зачатки астрологии, основанной на пяти элементах, крестьянский праздник, совпадающий с цветением абрикосовых деревьев в регионе Лхока (Lhokha), стал тем, что мы называем теперь новогодним праздником Лосар.

Исторически сложились три традиции празднования: по одной его отмечают в первый день 11-го месяца, по другой — в первый день 12-го месяца, а по третьей системе Лосар отмечается в первый день первого месяца лунного календаря. Помимо этого, есть и другие традиции, так что в некоторых частях Тибета Лосар празднуется два раза в год. Однако на официальном уровне было принято отмечать Лосар в первый день первого лунного месяца. Так в этом году первый день первого лунного месяца наступит 9 февраля.

Согласно традиции, Лосар — это священное время, которое следует посвятить семье, пирам и праздничным мероприятиям. Чтобы грядущий год удался на славу, в конце уходящего года принято, как и везде, сделать в доме генеральную уборку и выкрасить его свежей краской. Жилища украшаются гирляндами, а крыши — декоративными зонтиками и молитвенными флагами. Стены, столбы и балки дома, и даже земля во дворе разукрашиваются специальными рисунками, выполненными мукой или жидким тестом. Они изображают такие благоприятные предметы как луна, солнце, ваза или цветок. Также для украшения используются маленькие фонарики и ветки можжевельника, прикрепляемые к дверям. Из домов выбрасывают прошлогодний мусор и сажу — считается плохим знаком войти в новый год со старым хламом и грязью.

Домашние и монастырские алтари украшаются особыми новогодними тханками, белоснежными шарфами-хадаками, самыми изысканными угощениями и традиционными подношениями.

Цам, новый год, Тибет

Цам, новый год, Тибет

В монастырях совершается особая церемония, посвященная дхармапалам — десяти защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается Шри-Дэви (тиб. Палдэн Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета, Лхасы. В ее честь совершается отдельная церемония в день, непосредственно предшествующий Новому году.

Считается, что защитница Палдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот.

Для получения благословения Палдэн Лхамо рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра, и либо присутствовать во время церемоний в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Палдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

Во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама.  Характерным элементом праздника является также обряд Дугжууба, который проводится в храме в канун праздника (30-го числа двенадцатого лунного месяца). Это церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, ошибок и несчастий. Для обряда монахами изготавливается Сор — высокая, увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные пуджи в Сор «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на костре. Его гибель в огне символизирует духовное очищение.

При наступлении Нового года можно, обратившись к ламе, попросить его совершить обряд продления жизни. Во время обряда лама призывает Будду долгой жизни Амитаюса, который дарует долголетие.

Тибетский танецПервый день Нового года тибетцы проводят с семьей и ближайшими соседями. Со второго дня начинаются посещения родственников и друзей. Люди навещают друг друга, поют и танцуют. На третий день Нового года совершается Обряд запуска «коней ветра удачи». Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая благоприятные энергии.

С 4 по 11 день первого лунного месяца в монастырях проводится большой буддийский молебен «Монлам». Самый масштабный Монлам когда-то проходил в Джоканге, главном храме столицы Тибета, Лхасе, куда съезжались монахи со всех окрестных монастырей.

Кульминацией Монлама является полнолуние первого месяца — 15-тый лунный день. В этот день тантрические монастыри выставляют на обозрение масляные скульптуры.

Основные события, которые были частью Монлама в Лхасе, теперь проводятся в северном городке Дхарамсала, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы.

Этот праздник хороший повод встретиться с родными и близкими, провести время радостно и с пользой.

По материалам сайта http://www.phayul.com