5 декабря калмыки встретят новый год и зажгут лампады в честь ламы Цонкапы

Лама Цонкапа

Лама Цонкапа

В день национального праздника «Зул» 5 декабря калмыцкий народ не только встретит свой новый год, но и отметит одно из важнейших событий буддийской истории — уход в Паринирвану основателя школы Гелуг Ламы Цонкапы (калм. Зонква-гегян). Его особо почитают калмыки и считают земным воплощением Бодхисаттвы Манджушри.

5 декабря во всех буддийских храмах Тибета, Индии, Бурятии, Монголии и Калмыкии загорятся лампады в честь великого реформатора. Этот день называют «Праздником светильников» и проводится он в честь великого Цонкапы, реформатора тибетского буддизма, основателя школы Гелуг.

Его называют величайшим Учителем, вторым Буддой. Благодаря Чже Цонкапе, как и предсказывал Будда, его Учение дошло до наших дней в чистом виде. Лама Цонкапа — несравненный безупречный монах, учёный и великий Учитель для тысяч людей его времени и миллионов людей нынешнего времени. Этот буддийский монах стал безграничной сокровищницей любви, мудрости и сострадания.

«Во времена Будды Шакьямуни маленький мальчик, который являлся предыдущим воплощением Цонкапы, поднёс Будде хрустальные чётки и получил взамен раковину. Будда предсказал, что Манджушри переродится в Тибете мальчиком, будет найден в монастыре Ганден и украсит короной его статую. В этом божественном ребёнке воплотились Будда мудрости, Будда сострадания и Будда искусных методов (Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани).

лампады

лампады

Цонкапа родился в провинции Амдо в 1357 году и был четвёртым из шести сыновей. Там, где пуповина упала на землю, выросло сандаловое дерево с изображениями Будды Синханады на листьях, и поэтому оно было названо «Кумбум» – «Сто тысяч изображений тела». Позже на том месте был основан монастырь Кумбум школы Гелугпа.

В пятилетнем возрасте мальчик уже практиковал самые глубокие тантрические методы, получив обеты от Его Святейшества Кармапы IV. В семилетнем возрасте Цонкапа принял обеты монаха-послушника от Чодже Дондруба Ринчена, получив имя Лозанг Драгпа. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он отправился в Центральный Тибет для дальнейшей учёбы.

Он прошел длительный ретрит, совершил три с половиной миллиона простираний и полтора миллиона подношений мандалы, ему явилось много божеств. А с Манджушри он остался в постоянном контакте до конца своей жизни.

В линии передачи учения, которая была основана им, Ваджрайогини посоветовала ему использовать, жёлтый цвет для шапок. Поэтому школу Гелуг, которой придерживаются калмыки, часто называется «школой жёлтых шапок».

Лама Цонкапа, благодаря своему таланту, совершенной скромности и безграничной силе очистил святую Дхарму Будды до её первоначальной чистоты и послужил причиной быстрого распространения Дхармы по всему Тибету, Монголии, Китаю и Индии.

монастырь Ганден, Тибет

монастырь Ганден, Тибет

Цонкапа основал три главных монастыря — Ганден, Дрепунг и Сэра, чьи великие мастера поддерживают и распространяют просветлённую традицию Цонкапы. Он — автор многих текстов, непревзойдённых и по сей день по своей глубине и ясности. Его самый знаменитый труд — Ламрим Ченмо — «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения». Говорили, что сам Бодхисаттва Манджушри вдохновил его на написание этой работы. До этого Цонкапа уже составил несколько трактатов по Ламриму.

В любом месте изображение ламы Цонкапы приносит безмерное благо и гармонию в окружающее пространство. Хорошо, если в доме находится танка ламы Цонкапы, то это способствует улучшению благосостояния и счастья семьи. Хорошо известно, что изображение ламы Цонкапы успокаивающе влияет на агрессивные умы, а также умы с пагубными эмоциями. Совершение подношений и выполнение медитаций и практик ламы Цонкапы, помогает людям взращивать качества мудрости, сострадания и внутренней силы.

Лама Цонкапа ушел из жизни в возрасте шестидесяти двух лет, в двадцать пятый лунный день десятого месяца. По свидетельствам учеников, в момент смерти его тело преобразилось в прекрасное юное тело Манджушри, источающее радужный свет, что было несомненным признаком его ухода в нирвану.

После ухода Цонкапы его ближайшие ученики Кхедрубже и Гьелцабже сохранили и передали потомкам созданную им систему. По просьбе других учеников Гьелцаб взошел на трон Ганден, получив официальное признание в качестве основного преемника линии Цонкапы. Следующим за Гьелцабом держателем трона Ганден в течение семи лет был Кхедруб. Эти два наставника считаются «духовными сыновьями» Цонкапы, на танках их часто изображают сидящими по обе стороны от Чже Ринпоче.

Нина ШАЛДУНОВА